Воспитание как важнейший фактор развития личности. Воспитание, его специфика и характерные особенности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

8.3. Воспитание как важнейший фактор развития личности

Из всех творений самое прекрасное -- получивший прекрасное воспитание человек

Эпиктет

Воспитание -- дело совести, обучение -- дело науки. Позднее, оба эти вида познания дополняют друг друга.

Воспитание -- великое дело: им решается участь человека.

Воспитание, его специфика и характерные особенности. Основные признаки воспитания. Направления воспитания. Методы, средства и приемы воспитания.  Мера воспитанности.

Воспитание -- для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение -- передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержания и средства, методы и педагогические приемы в зависимости от типа культуры. К. Д. Ушинский писал: " Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет…"

Люди очень рано, еще на заре человеческого общества поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже а Платона читаем: "Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька ("педагог"), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании".

Задаваясь целью поставить воспитание на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты.

Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. А Экзюпери писал: " Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание… Имеет значение не багаж (образование), а орудие которым его схватываешь…". М. М. Пришвин писал: " Устойчивое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше чем хлеб".

Что же такое воспитание? Как его понимают педагоги? Как ощущают воспитанники? И что это значит с научной точки зрения?

Всем, наверное, приходилось слышать слова: "Не учите меня жить!", "Не надо меня воспитывать!", "Не читайте мне моралей!", "Та семья хороша, где никто никого не воспитывает!", "Школа не должна воспитывать, ее удел -- давать знания", " Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода" и т. д.

Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я. А. Коменский писал: "Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира", писал: "Воспитание -- великое дело: им решается участь человека", Д. И. Менделеев писал: "Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
687 Kb
Скачали:
0