Подготовка к оздоровительно-воспитательной работе с детьми в летний период, страница 5

При общении с детьми любого возраста педагог должен следить за соблюдением педагогического такта. Вместо крика следует использовать ситуационно оправданную мимику и жесты. Необходимо следить за культурой речи. С самой первой встречи с детьми надо настроить себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе - проявление педагогом таких свойств личности, как эмпатия - способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексия -умение видеть себя со стороны, глазами ребенка. Проявляя эти качества в повседневном общении с детьми, педагог должен стараться сформировать их у своих воспитанников. В различных игровых формах работы с детьми, необходимо следить не только за содержательной стороной общения, но и за начинающими складываться взаимоотношениями детей друг с другом.

В общении с ребятами и коллегами желательно избегать следующих моделей-штампов.

• Не будьте "Монбланом" - не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не обращайтесь с ними формально.

• Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем "Китайской стеной" неучастия и неприятия, равнодушия' и высокомерия. • Не будьте "Локатором". Так называется модель, которая характеризует манеру педагога общаться только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми. • Не увлекайтесь моделью "Гамлета". Она свойственна тем педагогам, которые казнят себя за допущенные просчеты в общении и не стараются найти конструктивный выход из сложной ситуации. • Не увлекайтесь моделью "Друга", в которой отношения принимают слишком фамильярный характер общения  заигрывания с детьми.

Необходимо оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми и с коллегами.

При этом надо помнить, что любое педагогическое общение состоит из четырех этапов. Этап 1. Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения, психологические аспекты взаимоотношений: как и к кому конкретно обратиться по имени, у кого спросить совета, кого поддержать улыбкой, теплым словом.

Этап 2. Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть вниманием детей, что условно называется коммуникативной атакой. На этом этапе педагогу необходимо проявить лучшие черты своего "я", умение сконцентрировать внимание детей на себе. Следует в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.

Этап 3. Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения. В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использование жестов.

Этап 4. Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Важно, чтобы перечисленные этапы общения пронизывали все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.

Процессу эффективного педагогического общения будут способствовать следующие советы:

* будьте внимательны к партнерам по общению при каждой встрече с ними;

* развивайте коммуникативную память и собственную наблюдательность в общении;

* умейте анализировать и использовать в общении экспрессивный репертуар партнера по общению (мимику, жесты, пантомимику);

* учитесь воспринимать и верно интерпретировать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;

• следите за сохранением доброжелательной тональности на протяжении всего процесса общения.