Композиционные материалы и их использование в качестве конструкционных элементов

Страницы работы

Содержание работы



Композиционные материалы

Чтобы эти гибридные материалы можно бЫЛО использовать в качестве конструкционных материалов, отвечающих высоким требованиям современной технологии, в широких пределах изменяют их состав и структуру цу ВЕЙ цоу, рой Л. МАК-КАЛЛОФ, Р. БАЙРОН ПАЙПС


ЕШАЮЩЕЙ проверкой качества

тельно высокой теплостойкостью ис-

новых конструкционных мате-

пользуют для изготовления различ-

риалов могло бы быть созда-

ных деталей и узлов двигателей и го-

ние летательного аппарата, способ-

ловной части ракет. В какой бы обла-

ного взлететь, преодолеть на сверх-

сти новой технологии ни появлялась

звуковых скоростях атмосферу, вый-

необходимость создания материалов

ти в космос, выдержать разогрев при

с комплексом свойств, которые ни

спуске и приземлиться в пункте назна-

один гомогенный материал не может

чения, как обычный самолет. Чтобы

обеспечить, такими материалами ста-

выйти на орбиту на собственном за-

новятся композиты. Распределяя во-

пасе топлива, аппарат должен быть

локна или частицы одного материала

построен из материалов, одновремен-

в матрице другого (используя его как

но легких и чрезвычайно жестких и

связующее вещество), конструктор

прочных, способных противостоять

композита может получить материал

большим аэродинамическим нагруз-

с совершенно новыми свойствами.

кам. Материалы в некоторых частях

Может показаться, что компози-

корпуса должны сохранять свою про-

ционные материалы — это неоправ-

чность при температурах, превышаю-

данно сложные структуры. Однако

щих 1000 о с, а материалы двигателей

элементы с задатками идеальных кон-

должны оставаться прочными при

струкционных материалов находят-

еще более высоких температурах. Не-

ся, что называется, под рукой — в

смотря на то что такой самолет уже

центральной части периодической си-

был предложен, лишь немногое в его

стемы. Эти элементы, среди которых

конструкции не вызывает сомнения.

углерод, алюминий, кремний, азот и

Ясно одно, что ббльшая часть корпу-

кислород, образуют соединения с

са и некоторые части двигателя дол-

прочными стабильными связями. Та-

жны быть сделаны из композицион-

кие соединения, типичными предста-

ных материалов — это гибридные ма-

вителями которых являются керами-

териалы, известные как композиты.

ческие материалы, например оксид

Требования, предъявляемые к кон-

алюминия (основа рубинов и сапфи-

струкционным материалам в таких

ров), карбид кремния и диоксид крем-

летательных аппаратах, предельно

ния (главный компонент стекла), об-

высоки, но достижимы. Необходи-

ладают высокими прочностью и

мость сочетания жесткости и прочно-

жесткостью, а также теплостой-

сти с низкой плотностью уже застави-

костью и устойчивостью к химиче-

ли конструкторов военных и транспор-

ским воздействиям. Они имеют низ-

тных самолетов, спортивного обо-

кую плотность, а составляющие их

рудования и автомобилей обратиться

элементы широко распространены в

к композитам как конструкционным

природе. Один из элементов, углерод,

материалам. Композиты с исключи-

имеет такие же хорошие свойства и в

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ в гибком композите, состоящем из волнистых волокон, заключенных в эпоксидную матрицу, зафиксировано с помощью цветовых эффектов. Образец при растяжении сфотографирован через скрещенные поляризационные призмы. Напряжение изменяет оптические свойства полимерной матрицы, приводя к возникновению цветных интерференционных картин в поляризованном свете. Как характерно для всех композитов, матрица, армированная волокнами, приобретает новые механические свойства. Легко деформируемый при низких напряжениях, композит становится намного жестче при высоких напряжениях, когда волокна полностью выпрямляются (деформируя края матрицы, на которых появляются зубцы). Показанный здесь материал не используется на практике; он был изготовлен для проверки влияния изогнутости волокон на свойства композита. Изображение получено одним из авторов данной статьи (Цоу) и его коллегами Ч.-М. Куо, Ш.-Ю. Луо и К.-В. Сяонью.

Похожие материалы

Информация о работе