Современная дагестанская поэзия. Разнообразие тем и жанров в лирике Р. Гамзатова, страница 5

Дай мне слова о милой, ненаглядной,

О ярком солнце, о земной любви,

Как ты даешь из грозди виноградной

Вино хмельное.

Осень, вдохнови!   

(Перевод Я.Козловского)

Олицетворение, наделение явлений природы человеческими свойствами, у Гамзатова часто облекается в различные формы сравнений. Глазами, полными любви, смотрит он на омытую природу ("После дождя") и сравнивает ее с самыми близкими, с самыми дорогими человеческими образами. Ребенок плачет, но подходит мать - Он в люльке улыбается опять.

Вот так и листья, Ты на них взгляни:

Лишь дождь прошел,

И вдоль сверкнувших улиц,

Еще в слезинках, мокрые, они,

При виде солнца снова улыбнулись.

(Перевод Я.Козловского)

Лиризм родных пейзажей ведет к раздумьям о любви, о жизни, о Родине, о народе. Природа рождает теперь у поэта более сложные, порой противоречивые чувства и ассоциации.

Зеленеют поля и полянки.

Блещут зеленью и долы и луг.

Словно их постирали горянки,

А потом расстелили вокруг.

Зеленеют поля и полянки,

Ну а мы все седеем, мой друг,

Заалела заря, заалела,

Стало облако розовым вдруг.

Прием художественного параллелизма, т.е. сопоставление одинокой женщины с образом кукушки выразительно передает переживания покинутой любимым.

Жизненный опыт и прожитые годы положительно сказываются на поэзии Р.Гамзатова последних лет. Читатель замечает эволюцию роста в лирике поэта. Если в пейзажной лирике 60-70-х годов гражданская и пейзажная лирика являются как бы переплетенными, то в пейзажнуй?лирику 80-х и начала 90-х и годов вторгается философская лирика в сочетании с гражданской. Описывая красоту пейзажа поэт постепенно переходит к теме любви к родному краю, говорит о красоте жизни и в конце переходит на глубокие мысли о смысле жизни. Нередко звучат и грустные мысли о том, что человек недооценивает красоту его короткой жизни, данную ему природой, и саму природу, со всеми ее тайнами и красотою.

Каждая эпоха имела своих знаменитых людей. Одни из них остались в мировой литературе, как классики, о других вспоминают лишь изредка. Каким останется поэт Гамзатов судить следующим поколениям. Сегодня он является популярным поэтом своего времени, и поэт Гамзатов верит в рождение вслед за ним истинного, более сильного поэта.

Мне кажется, идет за мною следом

Уже рожденный истинный поэт.

Пусть удивит он мир созвучием новым

Которого я может не пойму.

(Р.Гамзатов. Избранное. 1982)


БИБЛИОГРАФИЯ
I.  Первоисточники

1. Алиева У.А. «Цветок на скале»

2. Гамзатов Р. «Колесо жизни», М., «Сов. писатель». 1987

3. Гамзатов Р. «О бурных днях Кавказа». М., «Современник», 1989

4. Гамзатов Р. «Книга юмора и сатиры». М., «Молодая гвардия», 1986

5. Гамзатов Р. «Избранное», Махачкала, Дагкнигоиздат, 1988

6. Гамзатов Р. « Мой Дагестан». Махачкала. 1975

7. « И звезда с звездою говорит» М. « Современник, 1984

8. Низами. Избранное.

9. Есенин С. Избранное. М., «Современник. 1976 II. Специальная литература.

10  Антопольский Л. «У очага поэзии . М., «Сов. Писатель», 19 72

11. Магомедов З.А. «Поэтика песенной лирики народов Дагестана» Махачкала, 1989г.

12.  Огнев Вл. «Расул Гамзатов», М., «Современник», 1964 ,

13. Султанов Камиль. «Расул Гамзатов»,Махачкала, 1973

14. Юсупов Ч. «О современной аварской лирике». Махачкала, Дагкнигоиздат, 1978 г.

15. Юсупова Ч. «Алигаджи из Инхо, Махачкала, 1977

16. Хайбуллаев С. «Народные истоки аварской поэзии». Махачкала. 1976.

17. «Художественный мир Махмуда из Кахабросо, Махачкала, Даг.ФАН

СССР, 1978 .

18. «Слово о Расуле Гамзатове». Махачкала. Дагкнигоиздат, 1973

II. Использованные периодические издания.

19. Газета «Истина», 4 июля 1992г.

20. Журналы «Дружба» за 1992 гг.