Современная дагестанская поэзия. Разнообразие тем и жанров в лирике Р. Гамзатова, страница 3

Махмуд не сравнивает один предмет с другим, но ищет сравнения какого - либо состояния с другим состоянием, определенных чувств человека и переживаний с явлениями природы в окружающем мире. Хотя поэт не смог избежать той искусственности, которая до него господствовала в поэзии, но он самобытен и недосягаем.

Махмуд действительно великий певец, достойный самой высокой оценки. Не случайно, после того, как появились в горах песни Махмуда, произведения остальных певцов, творивших до Махмуда, начали забываться. После Махмуда, в поэзии другого известного поэта Гамзата Цадасы наряду с сатирой имеется и лирика. Пейзажная лирика занимает у Цадасы особое место. Для Цадасы характерны свежие оригинальные метафоры. Они, в его творчестве являются средством создания образа.

Накинув на плечи белые бурки

Покидали нас зимние дни.

Забрав с собою в путь меха для ветра,

Беспокойные ночи оставили нас.

Новые ароматы летнего воздуха

Одели цветы, окрасив водой.

Если дореволюционные дагестанские писатели не обращали особого внимания на пейзажную лирику, если Чанка сделал всего один шаг вперед в изображении природы, а Махмуд впервые в аварской поэзии дал широкие реалистические картины аула, использовал предметы природы для портретной характеристики, но Р.Гамзатов является своего рода новатором в этой области поэзии. Он воспел природу родного края во всей ее красоте. В произведениях Р.Гамзатова нас привлекает романтика горной страны, ее седые гребни и пики, стремительные реки, альпийские луга, цветущие сады и пусть традиционные, но милые горскому сердцу орлы.

Окутались сумраком дали,

Бегут по реке огоньки,

Мы тихо коней расседлали,

И сели на берег реки.

А ночь приближалась все ближе,

Таинственных звуков полна,

Сады и аульские крыши

Во тьму погрузила она.

Тут вспоминается мастерство изображения родного края известного русского поэта С.Есенина.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и в росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы.

Пахнут смолистой сосной.

Ой, в , луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

Конечно, русская классическая поэзия оказала свое влияние на творчество поэта Гамзатова также, как и на творчество других поэтов. Несмотря на это влияние, у Р.Гамзатова есть своя, только ему присущая манера раскрытия красоты пейзажа. Часто у него сначала идет описание горного края, аула, сакли. Даже маленькая деталь - кувшин у очага, камин и т. д. - вызывает чувство родины, потом описывает свою любимую. В последних куплетах, как бы делая вывод, звучат уже философские мотивы. Таким образом, красота родного края, отчий дом, образ любимой и смысл всей его жизни - все это одно единое целое, одна вроде тема, одно стихотворение, очередной крик души поэта. Одно такое стихотворение можно отнести и к пейзажной лирике, и к любовной, и к философской лирике. Это и есть своеобразие поэта, особенности его лирики. Если до него аварские поэты вспоминали о природе лиь мимолетно, то у Р.Гамзатова есть целые стихи - и их немало - посвященные только лишь природе, воспевающие красоту родного горного края. Вот это и есть его новаторство. Правда, и вместе с Гамзатовым можно перечислить и ряд поэтов его поколения. Ф.Алиева своего рода мастер, с глубокой любовью рисует пейзаж родного края. Жанровому и тематическому богатству Р. Гамзатова, посвящены труды З.З.Гаджиевой.: "Мастерство Р.Гамзатова," Ч. Юсуповой "О современной аварской лирике." В них слегка затронуты и вопросы о пейзажной лирике Р.Гамзатова. О мудром молчании природы, ее деятельной тишине, душевном бескорыстии и таком согласии с миром, когда вечный конфликт человека с природой уступает место гармонии,- стихотворение у "Максобского моста"; поиск красоты в обыденном, казалось бы, примелькавшемся, в том, мимо чего проходят другие, жажда жить и радостное удивление жизнью движет стихотворением "Жажда". В нем переплелись мотивы гражданские, философские предания, настрой и пафос души человека, гражданина, жизнелюба.