Современная дагестанская поэзия. Разнообразие тем и жанров в лирике Р. Гамзатова, страница 4

Я жадно тороплю,

С неземной страстью,

Начал пить еще в детстве,

В люльке.

Сдунув облака,

Пил голубое небо,

Как сквозь пену,

Пьют бузу.

Пил как вино,

Весны Дагестана,

Как пиалу водки

Весны севера.

Композиция стихотворения разворачивается как взаимосвязанное нанизывание перечислений, объединенных сквозным образом жажды, с эмоциональной нагрузкой и формирующим возвышенность интонации в каждой строфе. Эмоциональную возвышенность интонации, радость, ликование вызывает возможность познать мир: солнца, звезды, весну, зиму, возможность воспринять боль и радость мира.

Миг, когда над голубизной моря

Забрезжит рассвет,

Когда солнце гаснет,

Как прикрученная лампочка ночью,-

Красота и величие .. .Тот,

Кто их видел,

Склонив голову будет молиться,

Хоть никогда не молился.

Рассвет над морем и закат - явления величавые и прекрасные сами по себе. Их смена и повторяемость становятся символами вечности бытия, постоянства круговорота жизни.

В стихотворении от строфы к строфе все четче ощущается основная интонация, еле сдерживаемая, собирающаяся в конце стихотворения. И в конце стихотворения сгусток лирической энергии "Ох" взрывается междометием, звучащий как восторженный шепот:

Ох, прошепчут молитвы и те, кто ее никогда не знал. Грани личности современного человека раскрывает в поэзии Р.Гамзатова пейзжная лирика. Самые жизнеутверждающие, самые радостные стихи посвятил Гамзатов своей любимой поре года - весне, несущей людям заложенное в ней вечно молодое начало. Это и "Запоздалые ласточки", и " Апрель", и "Долгая зима", и отдельные циклы стихов о весне. Запоздалую весну, поэт сравнивает с другом, который "каждый день приехать обещает" и никак не едет.

В пейзажной лирике Р.Гамзатова, как и в других жанрах его поэзии, с каждым годом усиливается интерес и чуткость к конкретным характерным и тонким деталям.

Это находится в связи с общим движением всей нашей литературы, в том числе и аварской, по всей большой правдивости и реалистичности, в связи с ростом мастерства самого поэта. В стихах из сборника" Звезда с звездой говорит" есть крайне неожиданные и в то же время необычно точные, зримые образы. Вот к примеру, строки из стихотворения о весне, написанное еще в 60-е годы:

Не прибегая к притчам,

В горы вышла весна,

Соломинку в клюве птичьем

Ликуя несет она.

Играют потоком грозным,

Расстаявшие снега.

И бык раздувая ноздри,

В землю вонзает рога.

 Глаза заливает охра.

Но голову к облакам

Вновь поднял он, и присохла

Парная земля к рогам.

Маленький штрих - "соломинка в клюве птичьем", которую несет весна, вызывает в изображении всю волнующую картину возрождающейся природы, бык "с парной землей на рогах" - символизирует жизненные силы природы, рвущиеся на волю из зимнего плена.

С юмором описывает он в стихотворении "В канцелярии" (из цикла стихов о весне), как врывается весна в учрежденческую скуку, как меняет она даже надутое лицо бюрократа.

К лицу машинисткам улыбки,

Но в эти весенние дни,

Как назло,

двух слов без ошибки

Не могут отстукать они.

Не сводит блаженного взгляда

Его секретарша с окна.

К нему в кабинет без доклада,

Людей пропускает она.

(Перевод Я. Козловского)

С осенью же у поэта связано представление о щедрости, изобилии. Могучий прилив сил, вызванный щедростью осени, рождает у него жажду творчества, жажду вдохновения.

Осень.

В плаще багряном к нам явилась осень

С корзиной винограда на плече.

С улыбкой на охотника взглянула,

Присела с чабанами у огня.

Я возвращаюсь в город из аула.

Будь щедрой, осень: вдохнови меня!