Дореволюционная дагестанская литература как цельная идейно-художественная и эстетическая система, страница 5

подход позволяет проследить здесь становление и развитие национальных и общезональных типов литературных направлений, в частности, романтизма и реализма, отмеченных большой внутренней дифференциацией, выявить местное своеобразие типологии жанров, которые в пределах данной зоны носят более или менее единообразные черты. Анализ системного качества дореволю-• ционной дагестанской художественной культуры со всей очевидностью подтверждает научную и методологическую достоверность той точки зрения, согласно которой именно зональная система признается не только наиболее благоприятной базой комплексного исследования всех возможных образцов контактных, генетических и типологических связей литератур, но и представляет в распоряжение исследователя наиболее оптимальные масштабы для сравнительного изучения типов художественной системы»62. Тот же анализ обнаруживает, что дагестанская многонациональная эстетическая система своеобразна и тем, что в ней слышен отзвук духовной культуры других народов, -и тем, что она как неповторимая самоценность входит в мировой художественный опыт.

Научная обоснованность постановки и актуальность решения проблемы сущности такого, уникального художественного феномена, как многонациональная литературная система дореволюционного Дагестана, особенно очевидны в свете наметившейся тенденции воссоздать панораму развития литератур многонациональной страны на всем их историческом пути, представить эволюцию различных региональных литературных объедине-, ний в соответствии с мировым литературным процессом, с помощью целостного (системного) сравнительно-исторического анализа выявить новые аспекты ее единства и особенностей ее структуры, закономерности развития как новой литературной общности63.

Исследователи многонациональной художественной культуры страны справедливо отмечают слабую постановку осмысления общих вопросов истории литератур народов СССР дооктябрьского периода, в частности, таких проблем, как «закономерности многонационального и многостадиального литературного процесса в прошлом» 64, куда могут быть отнесены общее и особенное в формировании просветительских черт и романтических . течений, реалистических направлений и критических тенденций в них, революционно-демократических идей и социалистических веяний в национальных литературах XIX и начала XX веков.

Не без основания сетует А. А. Гаджиев на отсутствие «сложившихся общепринятых принципов периодизации истории национальных литератур Советского Востока»65. «Вопросы типологии и исторической периодизации реализма в литературах Советского Востока,—заявляет другой исследователь,— наиболее дискуссионная область нашего литературоведения»66. Вот почему попытка осмысления многонациональной литературной системы дореволюционного Дагестана, разработки ее идейно-эстетической сущности, выработки историко-типологической концепции данной зональной общности одухотворена не только собственно местными задачами дагестанского литературоведения, но и проблематикой, выдвинутой перед наукой самой историей литератур народов многонационального Союза как феноменальной общности. Решительный отказ от отошедших в прошлое описательных приемов литературоведения и переключение на изучение системной сущности, отречение от таких исследовательских крайностей, как голый эмпиризм и декларативная априорность, составляют существенные черты нашего принципиального подхода к объекту своего интереса.

Вместе с тем многостороннее обращение к широкому контексту развития национальных, общезональной и региональной культур призвано обеспечить, по нашему убеждению, рассмотрение и оценку историко-литератур-ного процесса в плоскости формирования ценностей духовной культуры, восприятие художественного наследия^ как духовной памяти и сознания народа, помогающих*-