Дореволюционная дагестанская литература как цельная идейно-художественная и эстетическая система, страница 3

Целесообразность типологического изучения истории литератур народов Дагестана в пределах общей и единой зоны особенно очевидна в силу исторически обусловленной синхронности развития национальных литератур внутри данной зональной системы. Системный ромный опыт историко-типологического и системного изучения мирового литературного процесса. Особая заслуга в этом принадлежит фундаментальным трудам Н. И. Конрада, в которых раскрыто единство мировой литературы, показаны типологические схождения между Западом и Востоком, положено начало преодолению ев-ропоцентристских пережитков в подходе к культурному наследию и творческому гению народов Востока. Концепция и метод, так глубоко и плодотворно обоснованные и сформулированные Н. И. Конрадом, получили дальнейшее развитие в работах В. М. Жирмунского, М. И. Алексеева, Д. С. Лихачева, М. Б. Храпченко, И. Г. Неупокоевой, И. С. Брагинского и др. С позиций признания системности литературного процесса в разнообразных его трансформациях разработаны такие основополагающие аспекты художественного развития, как культурное наследие, традиции и преемственность, творческий метод и структура художественности, категорий поэтики и эстетической ценности. Плодотворны в этом плане последние наблюдения и изыскания таких известных специалистов, как Б. Л. Сучков, А. С. Бушмин, Г. И. Ломидзе, В. Р. Щербина, М. Ю.Поляков, Ю.Б.Бо-рев и др. Крупным вкладом в разработку, и освещение важнейших научных и методологических сторон современного литературоведения явились многотомные истории всемирной, русской и многонациональной советской, а также многих региональных и зональных литератур, издание которых вооружило науку новыми богатыми идеями и концепциями.

Огромное множество исследований последнего периода, посвященных истор'ии литератур народов СССР, показывает, как системный анализ, заняв прочное место в арсенале историко-литературных изысканий, бросает новый свет на культурное наследие прошлого и позволяет поднять изучение художественной культуры на более высокий уровень. Действительно замечателен подход, дающий возможность выявить строгую системность там, где имеют место разительная неравномерность в развитии, явное несходство в образе эстетического мышления, контрастное различие в идейно-художественной ориентированности культуры слова разных народов и общностей, несовпадение в типологии творческих индивидуальностей, литературных явлений и ареальных

42

комплексов. Обосновывая включенность рассмотрения системных связей в общую характеристику генезиса и развития того или иного литературно-художественного феномена, М. Б. Храпченко справедливо замечает: «Ведь в реальном движении литературы возникают 'и действуют не бесформенные, хаотические туманности, а обладающие достаточно высокой (а часто весьма высокой) степенью внутренней организованности, системности творческие создания, которые вступают в определенные динамические связи и соотношения между собой и с ранее возникшими литературно-художественными явлениями»56. Замечание по праву может быть соотнесено с художественной историей народов дагестанской зональной общности.

Для того, чтобы правильно подойти к проблеме складывания многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане, попытаться охарактеризовать ее в типологическом и сравнительно-историческом плане и выявить региональные и межэтнические общностные черты, необходимо представить себе факторы, обусловившие зарождение, формирование и становление этой эстетической системы, иначе говоря, обратиться к истокам национальной художественной литературы, дифференцированному выяснению действительного их места в историческом движении культуры Дагестана. Такая целесообразность продиктована также отмеченными выше соображениями полемического характера, которые имеют, по нашему мнению, принципиальное значение для современных теоретических взглядов на историю литератур народов Дагестана. Этим же обусловлено и рассмотрение культурного наследия прошлого в тесной связи с кругом научно-идеологических проблем, выдвигаемых нашей современностью.