Дореволюционная дагестанская литература как цельная идейно-художественная и эстетическая система

Страницы работы

Содержание работы

Дореволюционная дагестанская литература предстает как цельная идейно-художественная и эстетическая система с присущими ей истоками, преемственностью, эволюцией, позволяющими проследить закономерности формирования, смену методов и стилей, этапов и стадий, выявить собственные традиции и черты национального своеобразия. На трехсотлетнем пути нелегкой борьбы за самостоятельное развитие культура и литература дагестанской зональной общности пережили и период зарождения в необычной иноязычной оболочке, и этап двуязычного функционирования, и ступень сосуществования устной и письменной форм, и стадию возрождения на родной языковой основе и на национальной почве. Совершив переход от фольклорного коллективизма к индивидуальному творчеству, от фольклорного обобщения к литературной типизации, от фольклорной абстрактности к образной конкретности, литература XIX века освоила богатейший арсенал эстетики устного народного творчества горцев, его стиховую и образную систему, язык и форму, жанры и сюжеты, что обеспечило ей ярко выраженную национальную самобытность. Силу и жизненность придали горской литературе прошлого унаследованные от национального фольклора и развитые ею классовые и социальные мотивы, демократические и гуманистические черты, верность теме раскрепощения личности, эмансипации женщины, протеста против религиозного мракобесия и патриархальщины.

Вместе с тем неоспоримая роль в формировании национальных литератур народов Дагестана принадлежит многовековым культурным контактам с цивилизациями Древнего и средневекового Востока, стран арабо-восточной культурно-исторической общности, под непосредственным влиянием которых зародились первые арабо-язычные письменные традиции дагестанской словесности. Традициям этим по праву отводится значительное место в идеологической и эстетической системе дореволюционной дагестанской культуры.

И, наконец, поистине историческое значение в художественном прогрессе народов Дагестана в XIX и начале XX веков имела передовая Россия. Если включение в российскую государственность для народов Дагестана явилось величайшим историческим актом национального спасения, то приобщение их к всемирно признанному богатству русской культуры, к русской литературе к революционно-демократической идеологии и движению просвещенной России для национальных культур народов Дагестана, как и других окраинных национальных регионов, было признаком во всех отношениях показательным и решающим в ее цивилизаторской роли. Прогрессивная Россия открыла перед народами Дагестана перспективу национального, социального и культурного возрождения. Неоценима ее роль в становлении демократического художественного мышления и литературной системы в дореволюционном Дагестане.

Разрабатывать концепцию многовекового литературного процесса—это значит поставить и решить вопросы периодизации, выявить образующие и воздействующие идеологические и эстетические потоки, вскрыть содержание и формы борьбы передовых и консервативных;

прогрессивных и реакционных тенденций в литературе, борьбу «двух культур» в каждой культуре, обнаружить индивидуальное своеобразие выдающихся представителей данной литературы, выдвинуть основные проблемы конкретной национальной литературы, т. е. осветить все то, что объемлет понятие «философия литературы». Преодолевая пороки «теории единого потока», изучение национальных литератур, в частности Советского Востока, теперь связывается с исторической жизнью народа, с историческим развитием народа—созидателя литературы и культуры, с генетическими аспектами формирования национальных литератур социалистического реализма. В центр исследовательского интереса перемещается проблема критического освоения художественного наследства и классической традиции. Теоретической предпосылкой проблемы традиций, по глубоко справедливому мнению И. С. Брагинского, «служит историко-гума-нистическйй критерий в оценке традиций (выявление в них народной тенденции, интернациональных, локальных и национальных черт)»52.

Успехи исторических и 4:>и•^oлorнчecкиx наук последних десятилетий, в особенности истории культуры, а в ее составе литературы и языка, подтверждают старую истину о том, что литература народов и народностей, особенно тех, что выступили на историческую арену в относительно позднюю эпоху, рождалась из традиций и материала устного народного творчества, уходящего своими корнями к эпохе племенного существования, и из элементов, воспринятых молодыми народами из культуры и литературы народов старых, с которыми они со пришли в соприкосновение и определенные отношения ". Что же касается многонациональной советской .литературы народов Дагестана, то свои жизненные силы и вдохновение она черпала главным образом из двух равновеликих национальных источников — фольклорного наследия и письменной литературной традиции, которые, слившись воедино, продолжают свою жизнь и сосуществуют как равноправные питательные среды современной художественной культуры. Неиссякаемым источником обогащения этой литературы является совокупность духовных ценностей всех народов Советского Союза и в первую очередь великого русского народа.

Обосновывая историко-генетнческий подход к явлению «с точки зрения научной», В. И. Ленин требовал:

«Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»54. Этой методологической установки и придерживается современное марксистско-ленинское литературоведение.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История ДПИ
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
66 Kb
Скачали:
0