Готфрид Алиевич Гасанов. Элементы музыкальной изобразительности

Страницы работы

Содержание работы

Готфрид Алиевич Гасанов, родился 1 мая (18 апреля) 1900 года в Дербенте. В этом небольшом древнем городе на берегу Каспийского моря проходили в основном детские и юношеские годы музыканта. С Дербентом у композитора всегда были связаны светлые воспоминания о самой счастливой поре жизни.

Среди самых сильных впечатлений детства были музыка и театр. В гимназии он играл на валторне в ученическом духовом оркестре. Мать композитора много пела дома, ее сестра Елизавета «прилично играла на рояле, а тетя Поля выписывала музыкальный журнал «Нувеллист» и играла вещи средней трудности».

В атмосфере любви к искусству, под влиянием скромного домашнего музицирования способности Готфрида пробудились довольно рано. Уже в пять лет он проявляет настойчивый интерес к инструменту, пытается подбирать на пианино мотивы знакомых танцев.

В детские годы ясно определяется также сохранившаяся у композитора на всю жизнь любовь к театру, быть может, не без влияния отца, в молодости — страстного театрала. Семейные посещения театральных спектаклей производили сильное впечатление на Готфрида и своеобразно отражались в детских играх братьев Гасановых. С театром оказалась связана потом вся творческая деятельность композитора, создавшего первые в Дагестане значительные произведения важнейших музыкально-сценических жанров (опера, балет, музыкальная комедия) и написавшего музыку почти к трем десяткам драматических спектаклей.

Музыкальный быт провинциального городка вначале XX века, конечно, не блистал особенно яркими и значительными событиями. Специальных музыкальных учреждений здесь, по существу, не было, единственным исполнительским коллективом был духовой оркестр (или, как тогда говорили, «оркестр музыки»), два раза в неделю игравший летом в городском саду, а зимой — в городском клубе модные танцы.

Элементы музыкальной изобразительности, не имеющие, однако, самодовлеющего значения, пение птиц, картины и звуки природы — все это в дальнейшем заняло немалое место в творчестве Гасанова, как в произведениях, где такого рода моменты были непосредственно «подсказаны» текстом или содержанием (таковы «Ночь», «Над аулом небо в звездах», «Я на кровле одна», «День проснулся над аулом» и другие романсы, «Ноктюрн» из музыки к пьесе «Айгази», «Танец птиц», «Танец песка», «Вальс цветов», «Танец воды» и т. п. из балета «Карачач» и многое другое), так и в сочинениях не программных, бестекстовых жанров (медленная часть Первого концерта для фортепиано и т. д.). Тем более важно отметить единство этих моментов уже на самых ранних этапах формирования художественного мироощущения музыканта.

В дореволюционном Дербенте не было музыкальных учебных заведений, однако в программы гимназии и реального училища входили занятия музыкой, а, кроме того, несколько педагогов в городе давали частные уроки игры на музыкальных инструментах. Среди них была и Анна Антоновна Полль, жена местного лесничего, в прошлом ученица Харьковского музыкального училища. Именно она стала первой учительницей Готфрида Гасанова. Его систематические занятия на фортепиано начались в 1908 году, одновременно с подготовкой к поступлению в Дербентское реальное училище.  «Уроки обычно начинались с гамм и арпеджио, затем следовал очередной номер Ганона, хроматические упражнения на пяти клавишах из Шульц-Эвлера, бывшего в большом фаворе в Харьковском училище, затем этюды Черни и, наконец, «пиэсы», — читаем мы на страницах «Жизненных воспоминаний». — Первый год я проходил

«Школу Дамма», потом «маленького Чайковского» и «маленького Рубинштейна». Помню, как, услышав в исполнении своей учительницы ми-бемоль мажорный ноктюрн Шопена (она показала его мне не в облегченном переложении), я пришел в восторг и сказал: «Анна Антоновна, Вы играете так же прекрасно, как в кино!» Я и не подозревал, какое оскорбление я нанес своей учительнице этим комплиментом, а потому не понял, за что она шлепнула меня довольно больно по руке».

Обучение шло весьма успешно. Уже в двенадцатилетнем возрасте Годя публично исполняет такие технически сложные, виртуозные сочинения, как «Прялка» Шпиндлера - (пьеса, которую композитор любил до конца жизни) и Рондо-каприччиозо Мендельсона. В первые же годы занятия музыкой он становится постоянным участником «музыкальных вечеров», которые организовывала в гимназии его учительница.  Эти скромные  ученические концерты, программы которых составлялись из выступлений учащихся, были в  основном посвящены музыкальной классике, и каждый такой концерт маленьким праздником в культурной жизни дербенткой интеллигенции. Здесь, помимо названных пьес, юный пианист играет вальсы Шопена, четырехручное переложение Второй венгерской рапсодии Листа, слышит незнакомые произведения, в частности, «Крейцерову» сонату Бетховена.

В 1913 году Готфрид становится учеником Е. В. Гробойс, получившей образование в Бетховенской студии Д.С.Шора в Москве. «Она оказалась отличным педагогом». Под ее руководством он впервые серьезно познакомился с Инвенциями и Английскими сюитами Баха, выучил Пассакалью Генделя, Вариации соль мажор Бетховена.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История ДПИ
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
55 Kb
Скачали:
0