Готфрид Алиевич Гасанов. Элементы музыкальной изобразительности, страница 3

Так в благоприятной, казалось бы, безоблачной обстановке развивалось музыкальное дарование Готфрида Гасанова, определялось его жизненное призвание. В 15—16 лет Гасанов уже твердо решает стать музыкантом, мечтает о поступлении в Петербургскую консерваторию.

Между тем, ранняя юность композитора приходится на годы, предшествовавшие величайшему перелому в истории Дагестана, России, всего человечества. В 1914 году началась мировая война. В стране назревала революция. Ее веяния не оставили в стороне и далекий, захолустный Дербент. Еще в 1905 году город явился одним из важных пунктов революционного движения в Дагестане. Дербентское реальное училище «имени императора Николая II», в которой с 1909 года учился Гасанов, уже в середине первого десятилетия XX века было заражено «вредными влияниями». Так, с 23 по 30 ноября 1905 года Реалисты под   руководством дербентской группы РСДРП провели политическую забастовку с требованием свободы собраний, введения преподавания на родных языках для азербайджанцев, армян и горских Евреев, отмены изучения церковнославянского языка, неприкосновенности ученической   корреспонденции т. п.

С 1916 по 1921 год Гасанову предстояло пережит немало испытаний, судьба бросала его из города в город, из одного конца страны в другой. Молодой человек, готовившийся к мирному поприщу музыканта исполнителя, постепенно втягивается в круговорот революционных событий и в конце концов оказывается непосредственным   участником вооруженной борьбы за установление Советской власти в горах Дагестана. Надежды на учебу отодвигались на неопределенное время.

Но накануне революции будущий композитор еще не знал о трудностях, которые ему готовила судьба и усиленно готовился к поступлению в консерваторию. В 1916 году царское правительство ввело новый порядок поступления в высшие учебные заведения, дополнительно ограничивавший возможность поступления в столичные вузы для жителей окраин России, в частности и в первую очередь, — для «инородцев»: учащиеся средних школ прикреплялись к соответствующему (по месту жительства) учебному округу и н могли быть приняты в институты других округов. По этому постановлению Гасанов после окончания Дербентского училища получал право поступать только в Ростовскую консерваторию. В связи с этим Готфрид переводится в 1916 году в Кронштадтское реальное училище и переезжает в Кронштадт, где служили в это время братья Али Гасанова: это давало ему возможность сдавать экзамены в Петербургскую консерваторию (здесь, в Кронштадте, он встретил Февральскую революцию 1917 года).

В Кронштадт Гасанов приехал с тщательно подготовленной фортепианной программой, в которую входили, между прочим, полифонические сочинения Баха, этюды Крамера, вариации Генделя. Вопреки планам в течение всего года жизни в Кронштадте занятия музыкой почти совсем прекратились, так как в городе не удалось найти подходящего педагога. Они возобновились лишь осенью 1917 года в Москве, куда Гочфрид приехал (после недолгого пребывания в Дербенте), чтобы поступить в Московский университет — таково было желание отца, и в консерваторию - таково было его собственное желание.

В Москве Гасанов начинает заниматься в «Бетховенской студии» Д. С. Шора, выбранной, очевидно, под влиянием Е. В. Гробойс, у педагога Петровской. Одновременно он становится студентом историко-филологического факультета университета.