Патрульно-постовая служба как форма охраны общественного порядка в Российском государстве

Страницы работы

Содержание работы

Патрульно-постовая служба как форма охраны общественного порядка в Российском государстве

История патрульно-постовой службы милиции черпает себя из истории российской государственности.

Первые упоминания о служивых людях – стрельцах встречаются на страницах истории Русского государства в конце 16 века. В обязанности стрельцов входило – «Верно, служить царю, охранять порядок в государстве, слушаться начальников, биться до смерти с иноземными захватчиками».

Однако начало организации регулярной полиции в России и появление на ней чинов отвечающих за порядок «на улице и других местах», связано с именем Петра I и проводимыми им реформами (Издание 25.05. 1718 г. Указа Императора «Об учреждении в г. Санкт-Петербурге должности генерал-полицмейстера). Первым генерал-полицмейстером г. Санкт-Петербурга стал Антон Мануилович Девиер – соратник Петра I. Специально для «канцелярии Девиера» Петром I были разработаны специальные «Пункты» - своеобразные инструкции, содержащие основные требования к полиции, в том числе и для её низших чинов.

Меры по укреплению вертикали власти с помощью полицейских органов –  были продолжены при императрице – Елизавете Петровне. При ней были произведены некоторые изменения. Так в Табели о рангах – генерал-полицмейстер был переведён из 5-го класса в 3-й (Президенты коллегий состояли в 4-м классе). Генерал-полицмейстер был выведен из подчинения Сената и подчинялся императрице непосредственно.

В правление императрицы Екатерины II князь А.А. Вяземский, занимавший пост генерал-прокурора с 1764 по 1792 гг., разработал первый нормативный документ для общей полиции «Устав благочиния или полицейский» (8 апреля 1782 г.). В этом документе впервые упоминаются должности квартального надзирателя, квартального поручика, городового, в обязанности которого входило и обязательное несение службы по охране общественного порядка на своём участке. Также определялся примерный штат сотрудников. Через три года был издан и другой документ «Грамота на права, вольности и преимуществах благородного дворянства (21 апреля 1785 г.), в котором были определены обязанности частного пристава, отвечающего за правопорядок, в том числе и в сельской местности.

Годы правления Александра I характеризуются началом изменения внутренней политики государства. Основная цель – создание строго централизованной системы государственного управления. Самым большим и многофункциональным становиться Министерство внутренних дел. В свет выходит ряд указов и манифестов. Так одновременно с Манифестом «Об утверждении министерств» от 08 сентября 1802 г. был обнародован Указ «О лицах, избранных в управление Министерствами». В этом указе предписывалось быть «Министром Внутренних дел Действительному Тайному Советнику графу Кочубею, а товарищем его Действительному Камергеру Строганову». 19 ноября 1802 г. император утверждает штат. Должность Министра внутренних дел отнесена ко 2-у классу в Государственном Табеле о рангах, его товарищ (заместитель) министра отнесён к 3-му классу. Для управления городской и сельской полицией был образован Департамент полиции, входивший в состав Министерства внутренних дел, с соответствующим делением на экспедиции и столы.

Большие организационные изменения Министерство внутренних дел претерпело в годы правления императора Николая I (1825-1855). При Николае I увеличивается роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1826 г. в составе канцелярии были образованы I, II, и III отделения.

В I отделении была сосредоточена личная канцелярия императора, решались все наиболее важные кадровые вопросы.

II отделение, созданное вместо Комиссии составления законов, предназначалось для проведения кодификационных работ и приведения в порядок действующих законодательных актов.

III отделение создавалось как орган политического надзора и сыска. Руководство III отделением было поручено генерал-адъютанту графу Александру Христофоровичу Бенкендорфу, ставшему одновременно шефом корпуса жандармов.

В 1838 Императором было утверждено новое положение о Петербургской полиции. Её возглавлял обер-полицмейстер, имевший чин 5-го класса, что соответствовало по Государственному Табелю о рангах армейскому генералу. Обер-полицмейстер в силу своего особого положения был относительно независим от Министра внутренних дел.

Февральская революция 1917 г. ознаменовала себя сломом старого государственного аппарата, дезорганизацией его деятельности. Причём самым большим изменениям подверглось министерство внутренних дел. 06 марта Временное правительство объявило о ликвидации Отдельного корпуса жандармов, а 10 марта – Департамента полиции. При распределении должностей в новом правительстве Министром внутренних дел стал князь Г.Е. Львов.

Если до февраля 1917 г. положение и место министерства в механизме государственной власти во многом определялось тем, что оно руководило общей, уголовной и политической полицией, то после революции положение резко изменилось. Политическая полиция в виде охранных отделений, губернских жандармских управлений была упразднена, функции, выполнявшиеся Отдельным корпусом жандармов, были переданы в Главное управление Генерального штаба. Сыскную (уголовную) было решено предать в ведение Министерства юстиции. 03 марта 1917 г.

Временное правительство заявило, что важнейшей задачей новой власти является «замена полиции народной милицией с выборным началом, подчинённым органам местного самоуправления». В составе Министерства внутренних дел создаётся «Временное управление по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан», возглавил которое заместитель министра внутренних дел представитель кадетской партии Г.Д. Сидамон-Эристов. В состав управления вошли 48 сотрудников.

17 апреля 1917 г. Временное правительство издало Постановление «Об учреждении милиции», в котором она объявлялась исполнительным органом государственной власти на местах.

Похожие материалы

Информация о работе