Рабочая учебная программа дисциплины «Инвестиционное право» специальности 021100 «Юриспруденция»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

депозитным и сберегательным сертификатам, возврату срочных вкладов до востребования, выплате процентов, возврату сумм, полученных заимообразно. Многие институциональные инвесторы фактически стали несостоятельными, у ряда крупных банков были отозваны лицензии, значительное число средних и мелких банков и страховых организаций прекратили самостоятельную деятельность на финансовом рынке.

Сложившаяся ситуация поставила институциональных инвесторов перед необходимостью проработать вопрос о возможности защиты и восстановлении своих прав и интересов.

Какие способы защиты могут быть использованы теми институциональными инвесторами, которые вложили свои активы в государственные краткосрочные ценные бумаги, выпущенные до 17 августа 1998 года и оказались в трудном финансовом положении из-за неспособности Правительства Российской Федерации выполнить свои обязательства?

Вариант 9

1.  Квалификация долевого участия в строительстве.

2.  Правовое регулирование защиты прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг.

Задача

Одним из способов пополнения федерального бюджета в 1994-1998 гг. являлась многократная эмиссия государственных краткосрочных ценных бумаг. Постепенно задолженность государства по заемным обязательствам, возникшим из размещения государственных краткосрочных ценных бумаг, нарастала, и летом 1998 года Правительство Российской Федерации было вынуждено признать, что у него нет необходимых финансовых средств для погашения срочных государственных ценных бумаг. Операции с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО) и облигациями федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года на фондовом рынке были приостановлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 980 «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных бумаг» было установлено, что погашение ГКО и ОФЗ, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., осуществляется посредством выпуска новых облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (СЗ Российской Федерации. 1998 г. № 34. Ст. 4098). Более подробно эти вопросы, а также порядок и условия погашения обязательств были урегулированы в документе, названном: «Порядок погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. № 1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.» (СЗ РФ. 1998 г. № 35. Ст. 4409).

Смысл этих решений состоял в том, что вместо реальных денежных выплат в порядке погашения облигаций Правительства РФ намерило долгосрочную реструктуризацию задолженности государства перед держателями ГКО и ОФЗ. По существу, взамен денег держателям ГКО и ОФЗ предложены новые виды ценных бумаг, эмитируемых государством, Центральным банком Российской Федерации и Сберегательным банком Российской Федерации.

Вследствие указанных решений, так называемого дефолта, произошло то, что стали называть финансовым кризисом: курс американского доллара по отношению к рублю резко – в 2,5-3 раза возрос, соответственно выросли цены на потребительские товары, а индексы «голубых фишек» – ценных бумаг российских эмитентов резко упали, операции на фондовом рынке стали сворачиваться. Держатели ГКО и ОФЗ оказались в ситуации, когда в ближайшей перспективе им не могли быть возвращены их денежные средства, вложенные в государственные краткосрочные ценные бумаги, выпущенные до 17 августа 1998 г.

На рынке ГКО – ОФЗ вращались огромные массы денежных средств. Только до конца 1998 г. в погашение ГКО – ОФЗ государством должно было быть выплачено 112 млрд. руб. Участниками операций с ГКО – ОФЗ были как российские резиденты, так и иностранные инвесторы. Особенно пострадали институционные инвесторы: коммерческие банки, управляющими компаниями паевые инвестиционные фонды, поскольку большая часть их активов, включая привлеченные средства других лиц (вкладчиков, пайщиков, владельцев банковских счетов и дебетовых банковских карт, учредителе управления) была вложена в государственные краткосрочные ценные бумаги.

Невозможность вернуть денежные активы, вложенные в ГКО – ОФЗ, повлекла за собой для институциальных инвесторов невозможность исполнения их финансовых обязательств. Были нарушены сроки выплат по депозитным и сберегательным сертификатам, возврату срочных вкладов до востребования, выплате

Похожие материалы

Информация о работе