Новые социальные измерения в современном мире. Основные понятия дисциплины, страница 3

После распада Советского Союза и перехода от одного типа общества к другому в силу целого ряда объективных и субъективных причин, в том числе вследствие допущенных руководством страны серьезных просчетов, произошло не только относительное, но и абсолютное ослабление российского государства. Значительно сузились его государственные границы. Россия была отодвинута на исторические (XVIII-XIX веков) рубежи. Она лишилась почти всех имевшихся в распоряжении Советского Союза зарубежных пунктов постоянного базирования военно-морского флота и приблизилась к критическому порогу, за которым возникла реальная угроза утраты статуса морской державы. Все это привело к тому, что значительно уменьшилось влияние России в современном мире. Эта тенденция наглядно проявляется при сопоставлении важнейших показателей нынешнего уровня военного, экономического и социального потенциалов России и ведущих развитых стран мирового сообщества.

В военной сфере к концу XX столетия произошло кардинальное изменение военно-стратегического баланса сил в пользу США и других стран НАТО. И хотя численность вооруженных сил США все еще примерно равна российской, но их военный бюджет превышает российский в 10 раз, а инвестиции в модернизацию вооружений и военной техники - в 20 раз [2].

Аналогичные тенденции отчетливо проявляются и при рассмотрении основных показателей, характеризующих экономическое развитие России. Она больше не входит в первую десятку ведущих экономически развитых стран, а ее доля в мировой торговле едва превышает 1% [3J. За период 1991-1997 годов промышленное производство в нашей стране сократилось вдвое, а сельскохозяйственное на одну треть, что стало уникальным для мирного времени явлением [4].

Если политическое влияние России в мире из-за наличия у нее ракетно-ядерного оружия можно еще в какой-то мере сравнить с США, то в экономическом плане сопоставление ее не только с США и другими странами "большой семерки", но и с Китаем, Индией и Бразилией явно не в пользу России. Больше того, если негативная тенденция развития страны в ближайшее время сохранится, то вскоре мы можем

40

оказаться позади Южной Кореи, Турции и Пакистана [5]. В 1997 году ВВП России (около 450 млрд долл.) составлял 6% американского, 10% японского и 39% британского. Можно, конечно, сказать, что ВВП Канады (585 млрд долл.) ненамного больше, чем у России, но если учесть, что ВВП Канады создают 24 млн человек, т.е. в 6 раз меньше, чем в России, то и здесь сравнение явно не в пользу нашей страны. Что касается стран Европейского Союза (ЕС), то их ВВП в 11 раз превосходит соответствующие российские показатели [2].

О нынешнем уровне экономического развития России в сравнении с другими странами наглядное представление дает величина производимого ВВП на душу населения. По этому важному показателю Россия занимает 102-е место среди 209 стран и территорий. От лидера (Люксембурга) по этому показателю мы отстаем более чем в 10 раз, а от среднемирового уровня - примерно на 30%. По среднегодовым темпам прироста ВВП на душу населения Россия стоит на 196-м месте [6]. Наконец, весьма показательно, что Россия, располагающая огромными запасами природных богатств (28% минеральных ресурсов мира), высокообразованным человеческим потенциалом (12% всех ученых мира), дает лишь 0,3 мирового производства наукоемкой продукции на одного работника (производительность труда в 10 раз ниже, чем в ведущих странах) [3].

Что касается перспектив дальнейшего развития мировой экономики, то многочисленные прогнозы специалистов сходятся в том, что в среднесрочной перспективе темпы экономического роста в развитых странах составят около 2-2,5% в год. Для того чтобы за этот период отставание России от развитых стран по крайней мере не увеличилось, необходимо уже в 1998-2000 годах обеспечить среднегодовые темпы экономического роста не ниже 5-6% [7]. Между тем в связи с обострением кризисных процессов и отсутствием представления о возможных их последствиях перспективы на проведение рациональной промышленной политики и подъем экономики в целом отнюдь не радужны. По оценкам специалистов, даже для восстановления объема ВВП РСФСР новой России потребуется минимум 15 лет [8].