Историко-психологические предпосылки возникновения профессиологии как науки, страница 3

n «теория военного искусства в высших своих частях тесно связана  и даже слита с предметами наук политических».

n Астафьев - военно-патриотическое воспитание,

n до 1874 г. рекрутский набор (устав 1831 г.) срок службы 25 лет, недостатки проявились в ходе Крымской войны (1853 - 1856 гг.),

n военные реформы конца 19 века:

n 1874 г. воинская повинность:

n личная (без права замены призываемого лица)

n все мужчины после 21 года,

n срок службы: 6 действительная + 9 запас,

n улучшение военной организации,

n усовершенствование мобилизационной системы (военные округа - 1868 г.),

n перестройка военного образования - повышение профессионализма офицеров,

n М.И. Драгомиров - начальник Николаевской академии генштаба 1878-1889 гг. («чему учить» и «как учить»),

n С.О. Макаров - работа с офицерским составом,

n введение командирской подготовки,

n фельдмаршал Мольтке: обучение офицера - развитие способности мыслить,

n военный министр Франции Леваль военно-профессиональное образование особенно генералов.

4.   Вопросы военной профессионализации в начале 20 века.

n начало НТР - новые образцы вооружения,

n русско-японская война обнажила проблему подготовки кадров

n 1909 полковник генштаба Н.Головин «Высшая военная школа»

n постановка военно-издательской работы: 110 новых периодических изданий, 6 специально отражали профессиональную жизнь,

5.   Вопросы военной профессионализации в советских вооруженных силах:

n создание армии:

n отказ от теории партизанства,

n необходимость подготовки своих офицерских кадров, создание сети командирских курсов,

n привлечение в армию военспецов - сохранение старых традиций,

n отмена званий и наименований - попытка начать историю вновь,

n 1925 год Закон об обязательной военной службе:

n смешанная система комплектования, сочетание кадровых соединений с территориально-милиционными формированиями,

n единоначалие в армии,

n подготовка кадров:

n старший ком состав - академии,

n младший ком состав - полковые годичные школы,

n постепенно военные школы преобразовали в военные училища со сроком обучения 2-3 года,

n разработка уставов и документов боевого управления,

n 30-е годы территориальные формирования стали кадровыми,

n Закон о всеобщей воинской обязанности - 1939 год,

n войны 1939-1940 гг. Халхин-Гол, Советско-финляндская война,

n Великая Отечественная война:

n 1942-43 гг. Введение званий, орденов и медалей Нахимова, Ушакова,

n 1961 год «Закон о всеобщей воинской обязанности»,

n 1992 год «Закон о воинской обязанности и прохождении военной службы».

выводы:

Теоретическая не разработанность и недостаточное внимание к вопросам профессионализации, одностороннее, узкое понимание проблем профессионализации, чаще всего сводящееся к подготовке военных кадров, не могли не сказаться в последние годы на уровне боеспособности. Из истории войн известно, как дорого обходится профессиональная некомпетентность военачальников, их ошибки на поле боя. В связи с этим не лишен смысла вопрос о соотношении кадрового и профессионального начал в воинской деятельности.

Принципу кадровой регулярной армии противостоят принципы всеобщего вооружения народа и милиционной армии , когда военная служба исполняется наряду и вперемежку с основной работой на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Кадровый военный - значит постоянно находящийся на службе в вооруженных силах определенного государства, числящийся в штатах постоянного состава, закрепленный за вооруженными силами административно-правовыми актами.

Понимание соотношения кадрово-должностного и профессионального начал в деятельности офицеров актуально в современных условиях так как оно:

n способствует проведению в жизнь научных принципов отбора, расстановки, воспитания и продвижения военных кадров;

n подчеркивает необходимость совершенствования профессиональной подготовки военных кадров и полного соответствия кадрово-должностного положения офицеров уровню их профессиональной компетенции.

Мировой опыт показывает, что огрехи профориентационной работы или отбора кандидатов в Вузы не всегда удается полностью компенсировать за счет интенсивной профессиональной подготовки.

Значение военной профессионализации выходит далеко за рамки вооруженных сил.

В процессе исторического развития были заложены:

n организационно-технические основы военного профессионализма,

Важнейшими элементами военно-профессиональной культуры  (профессионализма) являются исторически выработанные формы комплектования офицерского корпуса, военно-профессионального образования, традиции и обычаи военно-профессиональной жизни, военно-профессиональные праздники, воинские церемонии и ритуалы, военно-профессиональная лексика, форма одежды.