Историко-психологические предпосылки возникновения профессиологии как науки, страница 2

В практическом (управленческом) аспекте: а) разработка профессиограмм для целей военно-профессиональной ориентации, военно-профессионального образования, военно-профессионального отбора, расстановки, продвижения, аттестации и подготовки военных специалистов, б) совершенствование учебных планов и программ подготовки военных специалистов с целью оптимального соответствия образования практическим потребностям войск, в) совершенствование должностных и организационных структур на основе изучения полного и рационального использования профессиональных возможностей специалистов, с учетом современных требований к их подготовке, г)прогнозирование путей развития профессий, д) классификация профессий.

2.    Исторические предпосылки.

n история человечества - история войн,

n для нас (военных профессиологов) представляет интерес военная организация общества,

n изучив и поняв историю развития военной организации сможем понять исторические и психологические предпосылки развития военной профессиологии.

Схема а) Формы комплектования вооруженных сил на ранних этапах исторического развития.

Первобытнообщинный строй:

n участие в вооруженной борьбе - обязанность всех членов племени.

Рабовладельческий строй:

n рабовладельческие милиции и профессиональные армии:

n разделение на рода войск: пехоту и конницу.

n Платон, Аристотель, Плутарх, Геродот,

n обучение и индивидуальная подготовка,

n зарождение военной профессии.

Раннефеодальный строй:

n непрофессиональная форма - народное ополчение,

n дружины князей (Киевская Русь), «Поучения Владимира Мономаха»:

n перечень качеств личности воина,

n бесстрашие в бою,

n рыцари (Западная Европа).

Развитый феодализм:

n феодальное ополчение,

n усложнение способов боевых действий - новые военные специальности - другая военная подготовка,

n конец 15 века наемные армии,

n стрелецкое войско (Иван Грозный 16 век):

n воинские звания (стрелец, десятник, сотник, полковник,  воевода),

n полки «нового строя»,

n появление полков, рот,

n централизованное управление войсками,

n боевая подготовка эпизодическая,

n 40 видов военно-трудовых занятий и специальностей,

n Италия Николо Макиавелли:

n отрицание наемничества в пользу национальной армии.

n профессиональная подготовка армии,

n подготовка военачальников,

n специальный отбор,

n появление воинских уставов:

n 20-е годы 15 в Я.Жижка,

n 1575 «Устав сторожевой и станичной службы»,

n «Соборное уложение царя Алексея Михайловича» - 1649 г.:

n отбор по физическим и моральным качествам.

2.   Профессионализация воинской деятельности в период перехода от феодализма к капитализму.

n постоянные наемные армии,

n военная профессия - средство существования,

n офицеры - дворяне своих стран,

n Россия - реформа Петра 1:

n рекрутская повинность - регулярная армия,

n однородный национальный состав,

n своевременное и в необходимом количестве пополнение людскими ресурсами,

n высокий уровень обученности,

n дворяне - служба пожизненно - почетно,

n военные учебные заведения (1698 г. артиллерийская и пехотная школы в Москве, морская в Азове, 1701 г. Артиллерийская и инженерная школы, школа математических и навигационных наук и т.д. 5-12 лет 100-300 человек в год),

n необходимость профессионализации объективно определялась развитием воинской деятельности,

n конец 17 - 18 в России создана регулярная профессиональная армия,

n высокая роль военного, Петр 1: «Солдат - имя общее, знаменитое. Имя солдата носит первейший генерал и последний рядовой». - воинский Устав,

n военные теоретики полководцы: Петр 1, фельдмаршал Румянцев П.А., генералиссимус Суворов А.В.,  в Западной Европе: австрийские фельдмаршалы Монтекуколи и Ласси, прусский король Фридрих 2, маршал Саксонский М.

n А.В. Суворов «Русские прусских всегда били, что ж тут перенять?».

3.   Переход ко всеобщей воинской повинности

n 1793 г. Франция - Всеобщая воинская повинность,

n 1794 г. Численность армии 1млн.200тыс. человек,

n Клаузевиц - директор Всеобщего военного училища в Германии - особое внимание подготовка офицерских кадров,

n Отечественная война 1812 г. Показала роль национальных офицерских кадров,

n период создания системы военного образования в России,

n 5 академий, 18 сухопутных корпусов, морской кадетский корпус, Пажеский корпус, 3 юнкерских, 3 военно-морских артиллерийских, 1 инженерное и 2 казачьих училища, школа гвардейских прапорщиков и 5 школ прапорщиков при артиллерийских корпусах, аудиторная школа для подготовки военных юристов.

n военное образование - центр образования страны,

n полковник Асафьев, подполковник Хатов (преподаватели):

n политическое образование военным и военное образование политикам,

n профессор Милютин: