Патопсихология. Распад психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекание психических процессов в норме

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Патопсихология

Предмет. патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекание психических процессов в норме. Патопсихология изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Задачи:

1.  Дифференциальная диагностика.

2.  Диагностика при решении вопросов психиатрическое экспертизы: трудовой, судебной, воинской.

3.  Психокоррекция (неврозы, алкоголизм) - участие больных в трудовых мастерских.

4.  диагностика и прогноз обучаемости и отбор детей в специальные школы.

История. До конца 19 веке психиатры не использовали данные психологии. В 1879г. В. Вундтом в г. Лейпциге была создана экспериментальная лаборатория. Психология приобретает самостоятельность. В конце 19 века при крупных клиниках организуются лаборатории: Э. Крепелин – Германия, Жане – Франция, Бехтерев – Россия (г. Казань), Корсаков – Россия (г. Москва), Сикорский – Россия (г. Киев).

·  разрабатываются методы исследования нарушения психики,

·  сопоставляют результаты здоровых и больных людей.

В начале 20 века появляется патопсихология. Разработаны методы исследования: они просты и портативны (Бехерев). Разработаны принципы патопсихологического исследования.

1.  Исследование комплекса методик.

2.  Качественный анализ расстройства психики.

3.  Личностный подход.

4.  Соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц  соответствующего пола, возраста, образования.

Ученик Бехтерева Лазурский - ввел естественный эксперимент.

Архиинтересным является попытка Бехтерева В.М. соотношения развития и распада психики, которая нашла свое решение в работах Выготского, Зейгарника, Братусь, Рубинштейна, Лебединского.

Бехтерев не считал изучение психики душевнобольных ключом к познанию внутреннего мира здоровых. Необходимо сильная подготовка по общей психологии.


экспериментальное патопсихологическое исследование

В экспериментальной патопсихологии используются экспериментально-психологические методы исследования.

Задачи:

1.  Получение данных, необходимых для диагностики. Они носят вспомогательных характер, и их ценность состоит в сопоставлении с другими объективными данными.

2.  Многократно проведенные исследования позволяют определить эффективность терапии.

3.  Экспериментально-психологические исследования позволяют определить характер дефекта, степень выраженности и обратимости (Судебно-психологическая экспертиза и медико-педагогическая консультация).

4.  С научной целью. Здесь особую цель играет научная, статистически достоверная.

Типы диагностических задач.

Диагностика – первичная и наиболее общая функции клинических психологов.

Основным принципом клинико-психологического обследования является комплексный (синдромный) характер.

Выделяют следующие виды клинико-психологического обследования:

1.  Клинико-нозологическая диагностика – как первый вид психологического диагноза в психиатрической клинике.

2.  Топическая психологическая диагностика – нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальной патологии мозга.

3.  Личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нейропсихических заболеваний и пограничных расстройств.

4.  Функциональная диагностика (в специальных экспериментальных задач, для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта и т.д.).

5.  Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантов аномального развития.

6.  Диагностика в целях психологической коррекции (выявление психологических факторов риска, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия).

Особенности патопсихологического эксперимента

Он существенно отличается от других экспериментов.

Патопсихологический эксперимент – это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психологической деятельности в ее патологии. Для него характерно вызывание психологических процессов в строго определенных, учитываемых исследованиях и возможность изменения течения этих процессов по заранее намеченному плану. Специфическими «нагрузками» в патологическом эксперименте служат задания, выполнение которых требует актуализации умственных операций, обычно используемых человеком в процессе своей жизнедеятельности.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
43 Kb
Скачали:
0