Патопсихология. Распад психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекание психических процессов в норме, страница 2

Отличия и в технике эксперимента, его продолжительность, необходимость учета отношения обследуемого к ситуации эксперимента. Бывает, что в ходе исследования психолог изменяет свою тактику, вводит другие, неучтенные ранее, методики и т.п.

В качестве основного принципа любого психологического эксперимента выделяет необходимость проверки существования связи между двумя факторами. При этом фактор, изменяемый экспериментом, называется «независимой переменной». Фактор, изменяющийся под влиянием «независимой переменной», называется «зависимой переменной». При этом различают два вида психологического эксперимента: спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.

С.Я. Рубинштейн видит 3 способа видоизменения условий, влияющих на психическое состояние обследуемого: 1) изменение ситуации (абсолютная тишина или специально подобранные шумы); 2) специальной варьирование деятельностью больного (классификация предметов, заучивание слов, бессмысленных звукосочетаний); 3) введение специальных фармакологических препаратов.

В патопсихологическом эксперименте не выделяется заранее какой-либо психический процесс. Во время опыта определяются психические процессы, требующие особого внимания.

Патопсихологический эксперимент отличается сроками проведения исследования. Теоретически длительный многократно повторяющийся. В клинической – сводится к 2-3 сеансам до часа. Особенно лимитирована продолжительность исследования больных с органическими заболеваниями мозга.

Патопсихологическое исследование проводится в несколько этапов:

1.  Формулировка задачи. Задачу ставит врач а) диагностику, б) наблюдение за лечением.

2.  Знакомство с историей болезни. Интерес представляет не только анамнез, но и течение болезни (результаты лабораторных исследований). Затем психический статус. Наблюдение за больным. Несоответствие между статусом и наблюдением предполагают симулятивное поведение.

3.  Состояние больного играет большую роль в успешном проведении исследования. Убедится в отсутствии соматических заболеваний, употребление большого количества психотропных. Нежелательно проведение эксперимента после бессонной ночи, переутомления, при чувстве голода или непосредственно после приема пищи.

Повторное обследование желательно проводить в тоже время дня, что и первое. Беседа предшествует исследованию. Можно начать с паспортных данных. В беседе уточняется кратковременная или долговременная память, внимание, обнаруживается состояние сознания. Ориентировка во времени, пространстве (месте) и собственной личности (как помнит даты собственной жизни, исторические события). Эти вопросы задаются в непринужденной беседе. Если расстройство памяти – выяснить отношение к расстройству. Отношение к тому, что он помещен в больницу и к исследованию.

4.  любому заданию предшествует инструкция. От понимания инструкции зависит ход выполнения задания. В некоторых случаях инструкцию следует подкрепить. Причины задания выяснить – смущение, неуверенность. Для оценки необходимо выяснить насколько эффективна помощь (принимается или отвергается, сопротивление инструкции).

5.  Тщательная запись (ручка, немного бумаги и много терпения) – протокол. Протокол на отдельных листах, указать номер по регистрационному журналу, дату, Ф.И.О., возраст, диагноз.

Анализ и вынесение заключения

Очень трудным является заключительный этап: анализ полученных в эксперименте фактов, их обобщение и подготовка заключения.

Форма заключения не может быть единой. Форма зависит от индивидуальных особенностях психолога, его рабочей нагрузки. Заключение не должно быть повторением протокола обследования.

В заключении отмечается особенности поведения больного, обусловленные ситуацией эксперимента, его отношение к факту обследования. Факты установочного поведения (при симуляции и десимуляции).

В заключении нельзя ограничиваться перечнем применявшихся в процессе исследования методик и регистрацией факта выполнения или невыполнения обследуемым предложенных ему заданий. На основе анализа данных эксперимента необходимо выделить ведущие патопсихологические особенности.

Данные патопсихологического эксперимента являются вспомогательным материалом для постановки диагноза наряду с другими. Заключение не должно быть категоричным.

Характер заключения зависит от поставленной перед исследователем задачи (первичное, вторичное, динамика).

Заключение – это ответ на поставленный вопрос.