Определение предпочтений. Проявление экстраверсии - интроверсии

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Содержание работы

________________________ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ________________________

А. Проявление ЭКСТРАВЕРСИИ - ИНТРОВЕРСИИ  (EI)

В целом поведение экстравертов основано на том, что задает  внешняя  ситуация.  В зависимости от того,  какие процессы преобладают у данного экстраверта,  он ведет себя  по-разному:

мыслительный тип - критикует,  или анализирует, или организует внешнюю среду; эмоциональный тип может бороться за что-то или, наоборот,  протестовать;  интуитивный  тип  стремится изменить свое окружение,  а сенсорный - получать удовольствие,  или использовать внешнюю ситуацию себе во благо. В любом случае экстраверты исходят из внешней ситуации, любят разнообразие, наслаждаются им.

Интроверт же исходит из своего внутреннего мира  -  идей, концепций,  порождаемых его архетипами. (Архетипы - это термин

Юнга,  который он  ввел  для  обозначения  неких  прирожденных свойств  человеческой  психики.  Они являются своего рода экстрактом опыта всего человечества, это нечто вроде общих контуров человеческих взаимоотношений, описывающих все многообразие социальной жизни.  Подробнее об этом см. Юнг К. "Психологические типы"). Когда внешняя ситуация, в которой оказывается интроверт,  походит на какую-либо известную ему или хранящуюся  в его архетипе, он как бы узнает эту ситуацию, она представляется ему иллюстрацией к чему-то давно знакомому. В таких случаях интроверт  демонстрирует  глубокое понимание;  если же внешняя ситуация ни с чем,  известным ему,  не совпадает,  то он может воспринять  ее  как случайную,  незначительную,  не придаст ей должного внимания. В результате его поступки и реакции окажутся далеко не самыми целесообразными и эффективными. Многообразие внешнего мира бывает иногда непереносимо  для интровертов, до тех пор, пока им не удастся увидеть в этом многообразии какое-то единое начало.

Поскольку энергия  интровертов направляется их мысленными образами и представлениями,  для них  крайне  важно  в  каждой конкретной ситуации иметь "правильные" представления, то есть, релевантные реальному положению вещей.  Прежде чем начать  активные  действия,  интроверты всякий раз нуждаются в некоторой отсрочке;  экстраверты,  как правило, принимают это за колебания,  нерешительность. В действительности же эта отсрочка, это


- 2 промедление необходимо:  оно позволяет изучить и классифицировать  данную  ситуацию,  чтобы последующие затем действия были осмысленными в более  широкой  временной  перспективе.  Однако часто  интроверты  уделяют  недостаточно внимания подробностям внешней ситуации, ухватив, как им кажется, ее суть. Экстраверты обычно не прекращают исследовать внешнюю ситуацию в деталях и частностях, пока не увидят ее существенные стороны.

Преимущества опоры на внешнюю ситуацию очевидны для человека,  воспитанного в контексте современной западной цивилизации,  поскольку  в  ней  вообще доминирует экстравертированная точка зрения на действительность.  Как показывают эмпирические исследования,  в западной культуре в целом преобладают экстраверты в примерном соотношении 3:1, хотя в различных сферах деятельности пропорция может быть иной, вплоть до обратного значения.  Экстраверты  более  понятны,   доступны,   тогда   как интроверты  непонятны  даже друг другу и иногда кажутся совсем непостижимыми для экстравертов.

Тем не  менее  интроверты часто бывают способны научиться прекрасно ориентироваться во внешней  ситуации,  не  увязая  в ней.  Ориентация не на внешнее,  а на внутреннее обусловливает одно важное преимущество интровертов: независимость от текущего   момента,  последовательность,  систематичность  действий:

внешняя ситуация непрерывно меняется,  но  внутренние  побудительные силы более стабильны.  Так, например, дети-интроверты, игнорируя многие отвлекающие внешние стимулы, способны подолгу заниматься  каким-либо  делом,  а  родителям  непоседливых детей-экстравертов остается лишь  удивляться "сосредоточенности"

маленьких интровертов.

Умение сосредотачиваться,  глубоко погружаться в  то  или иное  занятие  характерно  и для профессиональной деятельности интровертов.  Экстравертированные личности стремятся расширять сферу своей деятельности, хотят как можно скорее показать всему миру результаты своего  труда,  стать  известными  широкому кругу людей, приумножать связи и виды деятельности; интроверты действуют строго наоборот.  Углубившись в свою работу,  интроверты с трудом останавливаются,  им кажется, что окончательные итоги подводить рано и работа не завершена; когда же им приходится  обнародовать  результаты  своей  деятельности,  то  они


Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
95 Kb
Скачали:
0