Определение предпочтений. Проявление экстраверсии - интроверсии, страница 2

- 3 склонны предъявлять лишь финальные выводы, опуская за ненадобностью, с их точки зрения, промежуточные результаты и конкретные детали. Стремление к лаконичности сужает возможности установления  новых  контактов  и препятствует широкой известности интровертов,  но в то же время спасает от переизбытка  внешних стимулов,  отвлекающих  от  главного,  и позволяет вернуться к своей работе.  Юнг считал, что деятельность интровертированных личностей, по сравнению с экстравертами, отличают большая глубина и вневременная ценность.

Интроверты в меньшей степени,  чем экстраверты, нуждаются в положительном подкреплении.  Если интроверт верит в то,  что он делает,  он может работать на протяжении длительного времени,  не получая никаких поощрений  извне.  Подобное  поведение практически не свойственно экстравертам; для них более типична такая позиция:  "Как я могу быть уверен, хорошо я работаю, или нет, если я не знаю, что об этом думают другие?"

Экстраверты обладают, как правило, большей житейской мудростью,  искушенностью,  нежели  интроверты,  однако последним присуща своего рода "над-житейская" мудрость,  причастность  к вечным истинам и непреходящим ценностям.  Контраст бывает особенно заметным, если в одной семье растут ребенок-экстраверт и ребенок-интроверт:  интровертированный ребенок легче усваивает и принимает в  абстрактной  форме  общечеловеческие  моральные принципы,  например,  "мое" и "твое". Ребенку-экстраверту абстрактный принцип мало что говорит,  ему нужен собственный  непосредственный  опыт,  которые только и может составить основу последующего нравственного поведения.

Б. Проявление ИНТУИЦИИ - СЕНСОРИКИ  (NS)

Те люди,  у которых преобладает сенсорное восприятие, интересуются в первую очередь тем,  что есть в наличии; те же, у кого доминирует интуиция, интересуются перспективами и возможностями.  Данное различие не зависит от ориентации на  внешний или  на  внутренний мир:  интуитивы не обязательно должны быть интровертами. Интересующие их возможности могут быть связаны с внешним миром,  людьми и предметами.  Аналогичным образом люди сенсорного типа - далеко не  всегда  экстраверты,  можно  быть


- 4 "ювелирно точным" и в мире идей.

Сенсорный тип,  по самому своему определению,  зависит от пяти органов чувств.  Все,  что получено путем ощущений, чувственного восприятия, является частью собственного опыта сенсориков, и потому заслуживает доверия. В то же время все то, что исходит от других людей - устные  сообщения,  книги,  средства массовой  информации и т.п.,  - представляется сенсорику менее надежным, поскольку слова - это всего лишь символы реальности, а потому они не столь убедительны. Прежде чем слова начнут что

-либо значить для человека сенсорного  типа,  ему  всякий  раз нужно "перевести" их на свой "язык" сенсорных ощущений.

Интуитивы, напротив,  мало интересуются сенсорными характеристиками предметов.  Большую часть времени,  отведенного на восприятие информации,  они прислушиваются к  своей  интуиции, просачивающейся из их бессознательного.  Только не надо смешивать этот тип восприятия  с  тем,  что  называют,  к  примеру,

"женской интуицией";  интуитивное восприятие подразумевает видение перспектив, возможностей, оно является источником оригинальных идей и проектов, предприятий и изобретений. Оно похоже на прыжок с трамплина,  это прорыв сквозь хорошо  известное  и давно установленное к новой,  необычной точке зрения; при этом все промежуточные шаги совершаются в  сфере  бессознательного, иной раз в мгновение ока, а на поверхности сознания виден лишь конечный результат как плод божественного вдохновения. Для интуитивов эти моменты вдохновения - само дыхание жизни, лишь те сферы деятельности привлекают их,  которые могут дать эту игру вдохновения.  Они  питают  подлинное отвращение к повседневной рутине, потому что в ней нет места вдохновению.