Экспериментальные исследования восприятия. Основные положения сенсорной психофизики, страница 5

Ось абсцисс — интенсивность звука в децибелах над абсолютным порогом; ось ординат - громкость в сонах. При низких физических интенсивностях оценка громкости (сплошная линия, названная "шкала в сонах") возрастает медленно, а при высоких - быстро. Мера физической интенсивности -децибел определяется как '/10  ℓog10   Е1/ Е0, - где Е1измеряемая акустическая энергия, Е0 - энергия условного эталона, взятого в качестве точки отсчета (обычно 0,0002 дин/см2, что приблизительно соответствует абсолютному слуховому порогу "среднего" молодого человека при частоте тона, равной 1000 Гц). Таким образом, децибелы изменяются по логарифмическому закону, нулю децибел соответствует интенсивность звука, равная порогу слышимости. 40 децибелам - интенсивность звука в среднем учреждении, 60 децибелам - интенсивность голосов во время разговора, 100 децибелам - грохот в котельном цехе, 120 децибелам - удар грома, а рев реактивных двигателем некоторых самолетов может достигать 160 децибел и более. Прерывистая линия, обозначенная как "шкала в децибелах", показывает, какой вид имела бы зависимость между громкостью и физической интенсивностью, если бы выполнялся закон Фехнера, так как громкость дана в линейном масштабе, меняется по линейному закону, а интенсивность (децибелы) - по логарифмическому (Вуд-вopmc и Шлосберг, 1954. С. 239)


172


40            60              80             100

Рис. 2. Сенсорные величины, полученные двумя методами на одной и тон же группе испытуемых:

Абсцисса - уровень звукового давления в децибелах. Верхняя прямая показывает оценку громкости, полученную методом оценки величины (левая ордината), и методом оценки отношения (правая ордината). Нижняя прямая показывает хорошее соответствие данных той же степенной функции (наклоны прямых точно совпадают), когда вместо модуля 100, использовавшегося в эксперименте, был выбран модуль 1. Кружочками и квадратиками обозначены результаты оценки величины, треугольниками - результаты оценки отношения. (по С.С.Стивенсу // Американский журнал психологии. 1956. Т. 59. С. 19)

Частным случаем метода оценки отношения является метод постоянной суммы. Два стимула, различные по интенсивности (или по другой характеристике), предъявляются одновременно или непосредственно один за другим, и наблюдатель должен оценить каждый и процентах от их суммы. Так, два расположенных рядом световых пятна сначала, когда их яркости кажутся различными, могут быть оценены как 70 и 30, а затем, по окончании уравнивания, как 50 и 50. Очевидно, что метод постоянной суммы есть метод оценки отношения, где оценки лаются в процентах. Сказать, что два "слагаемых" в сумме составляют 100, - не значит скрыть существующие между ними отношения (7:3; 1:1).

Если сенсорная величина может быть разделена пополам или на четыре части, как это делается в методе фракционирования, и если могут быть оценены отношения между двумя или более впечатлениями даже разных модальностей, то можно поставить вопрос, не существует ли более прямого способа оценки сенсорных уровней? Можно ли, например, отправляясь от некоторой точки, эталона, приписать числа другим ощущениям? Было предпринято много попыток решить этот вопрос, и теперь уже ясно не только то. что человек способен с известной точностью прямо оценивать величину ощущения. но и что с помощью метода оценки величины можно получить некоторые важные выводы, касающиеся отношений стимул - ощущение.

В методе оценки величины используется более прямая процедура. Предположим, что мы хотим получить прямые оценки величины громкости и тем самым


проверить результаты, полученные с помощью метода оценки отношения. Сначала мы предъявляем тон умеренной громкости, например, равный 80 децибелам, и сообщаем наблюдателю, что эта громкость является эталоном и должна быть оценена, например, 10 единицами (модуль). Испытуемый должен численно оценивать относительную громкость всех последующих предъявляемых тонов, причем более слабым тонам должны быть приписаны числа меньше 10, а более громким - больше 10. Если переменный гон в четыре раза громче эталона, ему приписывается 40, если он кажется вдвое слабее эталона, ему приписывается 5 и т.д. Экспериментатор не накладывает никаких ограничений на пределы оценок на обоих концах шкалы. Затем в случайном порядке испытуемому предъявляют большой ряд интенсивностей выбранных заранее.