Экспериментальные исследования восприятия. Основные положения сенсорной психофизики, страница 16

Ниже мы будем говорить об обработке данных, полученных методом постоянных стимулов. Более полный математический анализ способов обработки можно найти у Гилфорда, Люса и др. Здесь же будут изложены только несложные и рациональные методы обработки данных. К сожалению, в истории классической психофизики, по-видимому, тщательные поиски наилучших способов обработки данных отодвинули на задний план проблему восприятия.

Типичные данные показаны в табл. 4, взятой из неопубликованной работы, в которой изучалось влияние времени и пространства на различение длины линий. В работе были использованы два проектора промышленного изготовления со специальными адаптерами. С помощью адаптера менялась длина проектируемой на экран линии, на которую смотрел испытуемый. Длины линии в описываемой работе подбирались в предварительных опытах. Они были равны 61, 62, 63, 64, 65 мм со стандартом 63 мм (стандарт равен среднему сравниваемому стимулу). Линии рассматривались с расстояния около 2,3 м. Проекционные системы были снабжены устройством, позволявшим регулировать их положение в пространстве. При помощи этого устройства один проектор можно было установить в одном из нескольких вертикальных положений, а другой — в одном из нескольких горизонтальных положений. Дистанционное

Таблица 4

Экспериментальные данные о разностном пороге видимой длины линий, полученные методом постоянных раздражителей  1. Стандарт = 65мм

Сравниваемый стимул, мм

Частота ответов "длиннее "

Р

z

61

22

0,22

-0,77

62

34

0,34

-0,41

63

59

0,59

0,23

64

83

0,83

0,95

65

93

0,93

1,18

 




управление позволяло регулировать длину линии в каждом проекторе, соотношение вертикально-горизонтальных положений обоих проекторов и продолжительность предъявления. Данные, приведенные в табл. 4, были получены в опытах с одним испытуемым, который оценивал линии по методу постоянных раздражителей с двумя категориями ответов, т. е. он должен был сообщать, длиннее или короче вторая линия, чем первая. Одна из линий была стандартом, который в одной половине проб предъявлялся первым, а в другой половине - вторым- Порядок предъявления пяти сравниваемых стимулов был случайным. Всего было сделано 500 оценок, по 100 на каждый из пяти сравниваемых стимулов. В табл. 4 указано, как часто испытуемый признавал каждый сравниваемый стимул более длинным, чем стандарт. (Величины в столбце т. будут рассмотрены ниже). Каждый эксперимент требовал 2-3 дней, по несколько сеансов в день и перерывом для отдыха после каждых пятидесяти проб. До начала эксперимента было сделано 50 проб для тренировки испытуемого. Во время этой тренировки экспериментатор сообщал испытуемому, правильна ли была его оценка. Во время опыта экспериментатор отмечал начало пробы, говоря готово, но не оценивал действия наблюдателя. Решение о том, вводить ли поправки или подкрепления, зависит от цели эксперимента.

Данные, приведенные в табл. 4, получены при использовании метода постоянных раздражителей с двумя категориями ответов. Очевидно, что табулирование оценок "короче" не приводит к увеличению информации.

Простая графическая интерполяция медианы и Q

На рис, 1 изображена зависимость вероятности р от длины сравниваемых линии поданным табл. 4. При достаточно большой выборке ответов данные обычно ложатся на S-образную кривую. Меньшие по длине,

0,80

0,60

0,40

0.20

61             62              63

Длима (мм)

Рис. 2. Зависимость вероятности оценок "длиннее" от длины линий, полученная методом постоянных раздражителен. Стандартны» стимул — линия 63 мм. Подробности в тексте. Абсцисса - длина в мм. Ордината - вероятность оценки "длиннее". Первому квартилю (0,) соответствует значение 61,2 мм, третьему квартилю (Q^) – 63,6 мм, а медиане и точке субъективного равенства - 62.6 мм