Экспериментальные исследования восприятия. Основные положения сенсорной психофизики, страница 17


чем стандарт, сравниваемые линии лишь изредка оцениваются как более длинные, а большие по длине - почти всегда оцениваются как более длинные. Точка, соответствующая на графике 63 мм (величина эталона) показывает, в какой части проб эта длина признана большей при предъявлении ее второй в паре равных линий. Это типичный результат так называемой "отрицательной ошибки временной последовательности", ошибки, которая сама по себе представляет очень интересную проблему из области восприятия. Соединив прямыми линиями точки, представляющие данные эксперимента, мы проводим горизонтальные линии от оси ординат на уровне 25, 50 и 75% до пересечения с ломаной линией. А затем опускаем вертикальные линии из точек пересечения на абсциссу, чтобы определить физические величины, соответствующие Q1, медиане Q2 и Q3 , как это показано на рис. 2.

Медиана (Мед.) - та длина линии, которая теоретически должна быть признана более длинной в одной половине проб и более короткой - в другой половине. В этом случае она является точкой субъективного равенства (TCP), которую следует сравнивать с физической величиной стандарта. При определении точки субъективного равенства предполагается, что линия, соединяющая величины р, соответствующие 62 и 63 мм, является в первом приближении прямой. Однако, ошибка, связанная с этим, в зависимости от области приложения результатов, может не иметь серьезных последствий. В данном примере точка субъективного равенства или пятидесятипроцентный уровень равен примерно 62,5 мм. Само собой разумеется, что алгебраическое определение медианы также возможно и дает следующие результаты:

0,50-0,34             0,16

Мед.=ТСР= 62+(63-62) ———— = 62+—— = 62,64

0,59-0,34             0,25

где 0,34 является полученным в эксперименте значением р, соответствующим 62 мм и лежащим непосредственно ниже искомого значения р. равного 0,50; а 0,59 соответствует 63 мм и лежит непосредственно выше искомого р.

Обратите внимание, что полученное значение стимула, соответствующее р = 0,50, является тем же самым, что и при графической интерполяции. Это и понятно: обе величины являются лишь приближениями, зависящими от сделанного выше допущения о линейности. Как и следовало ожидать от этих оценок, точка субъективного равенства, полученная обоими методами, близка к эталону. Однако пяти-десятипроцентный уровень обычно не представляет большего интереса; только в опытах по измерению абсолютного порога наиболее важна эта точка, как соответствующая значению абсолютного порога. В данном опыте по определению разностного порога нужна мера вариабельности или неопределенности, а полуинтерквартильный диапазон, Q , является наиболее ценным в данном методе анализа.

Q = ½ (Qз-Q1,).

где Qз и Q1 — длины линий, соответствующие значениям

р = 0,75 и р = 0,25 и полученные при помощи линейной интерполяции. В нашем примере

Q = ½(63,6 - 6l,2) = 1,2.


180


Эта мера вариабельности используется как показатель различительной чувствительности или разностный порог, но численно она не равна разностному порогу, измеренному, например, методом границ, хотя и сходна с разностным порогом, определенным как половина интервала неопределенности (ΔL = ИН/2). Если допустить, что распределение частот оценок является нормальным, то можно воспользоваться средним квадратическим отклонением как мерой разностного порога в соответствии с уравнением

s = 1,483·Q

Дпя данных табл. 4

s = 1,483·1,2 = 1,8.

Среднее квадратическое отклонение имеет хорошо известные и полезные свойства и, несомненно, прямое определение его было бы лучшим методом, Итак, среднее арифметическое надежнее и предпочтительнее, чем медиана, если предполагается, что распределение оценок нормально.



1 Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 249-252.

1 Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 253 – 261.

1 Проблемы и методы психофизики / Под ред. А.Г.Асмолова, М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. С. 107-116, 119-130.

1 сомневаюсь" считается как изменение категории ответа.

1 Данные получены во время лабораторных работ студентов и не опубликованы.

1 Энген, неопубликованные данные.