Психодиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению. Беседа об отношении к школе и учению, страница 7

Инструкция:"Нарисуй, пожалуйста, на одной стороне этого листа школу, а на другой - детский сад (дом)". Больше ничего ребенку не говорят. Если он спрашивает, как рисовать и т.п., психолог должен ограничиться фразой: "Как умеешь, как хочешь, так и рисуй".

Критерии анализа рисунка.Эмоциональное отношение испытуемого к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей длине линий всех изображенных предметов на рисунке школы и другого коллектива.

Цветовая гамма рисунка оценивается по преобладанию теплых (первая половина спектра) или холодных (вторая половина спектра) тонов. Для более детального уточнения площади каждого цвета может быть использован планиметр. Цвет передает все эмоциональные оценки ребенка по отношению к изображаемому. Известно, что дети свое положительное отношение к предмету выражают яркими, чистыми тонами и сочетанием их, а отрицательное эмоциональное отношение – при помощи темных тонов (черный, серый, темно-коричневый, темно-синий). То, что дети считают красивым, они изображают в теплых тонах, то, что считают некрасивым, – в холодных. Для большей эмоциональной убедительности дети используют "неподражательный цвет", несущий гамму положительных чувств к изображаемому. Причем чем замысловатее соотношение цветов, тем эмоциональнее относится ребенок к изображаемому предмету (имеется в виду положительное эмоциональное отношение).

Сюжет рисунка, отражающий социальный опыт ребенка, имеет большое значение в анализе. О положительном отношении к школе может свидетельствовать тема учения в рисунке и связанные с ней атрибуты, например, появление цифр: 2, 3, 4, 5. Причем 5, как правило, – это самое красивое чис9 Описывается по: Баркан А.И. Особенности изобразительной деятельности первоклассников в период адаптации к школе // Вопр. психологии. - 1987. - № 4. - С. 67-70.

10  Хотя автор методики рекомендует использовать ее для изучения характера адаптации ребенка к на чалу школьного обучения, мы в результате многолетнего опыта работы с ней пришли к выводу, что она применима также и к дошкольникам и позволяет изучить как эмоциональное отношение ребенка к школе, так и некоторые его представления о ней


13

ло, а 2 - самое некрасивое, плохое. Оценка сюжета рисунка включает следующие компоненты: 1) предпочитаемый сюжет (школа или детский сад); 2) характер сюжета в динамике (застывший или варьирующий); 3) наличие декоративных элементов, орнамента, симметричных изображений; 4) время года на рисунке; 5) как изображено солнце (сияет или в тучах); 6) наличие дополнительных элементов, оживляющих сюжет.

Линия рисунка также является информативным признаком. Красивое, нравящееся дети обычно вырисовывают очень старательно, а некрасивое изображают нарочито небрежно. Красивое легко выделить. Это длинные сложные линии разной толщины. Некрасивое дети рисуют прерывающимися линиями одинаковой длины и толщины. Как средство украшения рисунка они используют орнамент и симметричные изображения, что подчеркивает их положительное эмоциональное отношение к объекту изображения. Общая длина линий всех предметов определяется курвиметром.

Интерпретация некоторых аспектов рисунка.При отрицательном эмоциональном отношении к школе рисунок ребенка содержит гораздо больше черных, темно-синих, коричневых тонов, чем его же рисунок, посвященный детскому саду (дому), на котором преобладают красные, желтые, зеленые тона. При негативном эмоциональном отношении к школе площадь холодных тонов, как правило, хоть незначительно, но превышает общую площадь тех же тонов при изображении другого коллектива, к которому ребенок настроен более благоприятно. В этом случае на рисунке царит траур: черные стены, окна, двери, занавески; даже детские фигурки изображены с черными волосами, черными глазами, в черных одеждах. Сюжет, рассказывающий о школе обычно носит застывший, сглаженный характер. На рисунке отсутствуют декоративные элементы в оформлении сюжета. Если изображено здание школы, то оно чаще некрасивое, около него нет людей и цветов. Почти не встречается изображение класса, других элементов учебной деятельности. Как правило, на таких рисунках преобладают зима и осень; если осень, то обязательно идет дождь.

Как крайний вариант отрицательного эмоционального отношения к школе следует отказ ребенка выполнить рисунок на тему школы.

При положительном эмоциональном отношении школа на рисунке обычно окрашена в праздничные яркие и теплые тона. Сюжет варьирует. В него включается много дополнительных элементов, оживляющих рисунок. Если нарисована школа, то чаще всего в окружении признаков лета или весны. На небе сияет солнце. Изображение на рисунке учебной деятельности (в частности, класса, доски, на доске пятерки) отражает желание ребенка идти в школу. Если изображается здание школы, то перед ним всегда дети, спешащие на урок. На дверях школы надпись "Добро пожаловать!"

При не сформировавшемся у ребенка определенном эмоциональном отношении к школе на его рисунках детского сада и школы цветовая гамма практически одинаковая.