Психодиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению. Беседа об отношении к школе и учению, страница 3

5

ствительность. "Б": дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла – близки и знакомы ребенку по предыдущему периоду и продолжаются в школе. В эту же группу включаются и прочие не связанные с собственно учением занятия: игры и внеурочное времяпрепровождение, еда, гуляние, общение с товарищами и т.д.

3-й вопрос. "А": учебные занятия – высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены те или иные действия по самообразованию: самостоятельные занятия по школьным учебникам, выяснение заданий у товарищей и выполнение их и т.п. "Б": дошкольные и прочие – игры, гуляние, рисование, конструирование, помощь родителям по хозяйству и т.д. без упоминания о каких-либо учебных действиях.

4-й вопрос. "А": содержательные – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма. "Б": формальные – приобретение формы, школьных принадлежностей.

Интерпретациявопросов и ответов в соответствии с компонентами внутренней позиции школьника.

1.   Общее отношение к школе и учению.

1.1.  Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предлагаемого отпуска или отсрочки) - 2-й вопрос.

1.2.  Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения) – 3-й вопрос.

2.  Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий.

2.1.  Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия грамотой и счетом заменены уроками художественно-физкультурного цикла) – 7-й вопрос.

2.2.  Предпочтение уроков грамоты и счета "дошкольным" видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.) – 1-й вопрос.

2.3.  Содержательное представление о подготовке к школе - 4-й вопрос.

3. Ориентация на новые собственно школьные формы организации дея тельности и поведения.

3.1.  Предпочтение коллективных классных занятий индивидуально-домашней форме обучения – 5-й вопрос.

3.2.  Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно – 8-й вопрос.

3.3.      Предпочтение отметки как формы оценки учебной работы другим видам поощрения – сладости, игрушки – 9-й вопрос.

4. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителя ми) – 6-й вопрос.


6


У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАССНИКОВ3

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

(ЛЬНИКОВ И П

(М.Р. Гинзбург)


Экспериментальные материалы и система оценок предложены И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой (1993).

Цель:изучение доминирующей мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

Материал:текст рассказа и шесть сопроводительных картинок.

Инструкция:"Сейчас я прочитаю тебе рассказ". (Зачитывается рассказ и одновременно перед ребенком на столе выкладываются картинки, иллюстрирующие его).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Описывается по:

1.  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога - М., 1996. - С. 100-102.

2.  Особенности психического развития детей6-7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М., 1988. - С. 40-41.

4 Если беседа проводится с девочкой, то в рассказе должны фигурировать не мальчики, а девочки.