Психодиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению. Беседа об отношении к школе и учению, страница 5


9

1.   Анализ "автопортрета":

а) наличие всех основных деталей;

б) полнота изображения;

в) количество дополнительных деталей;

г) тщательность их прорисовки;

д) статичность или представленность фигурки в движении;

е) включение персонажа в какой-либо сюжет: игру и т.п.

Известно, что наличие дополнительных деталей (подробная прорисовка, "разукрашивание") свидетельствует о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение. Изображение фигурки в движении, сюжетная интерпретация указывают на активное, творческое отношение к действительности.

2.  Сопоставление "автопортрета" ребенка с рисунком "хорошего" и "плохого" персонажа по следующим параметрам:

а)  размер "автопортрета" по сравнению с размерами двух других ри сунков. Чем он больше, тем лучше отношение к себе;

б) цвета, использованные в "автопортрете", количество каждого цвета, их соответствие цветам "хорошего" или "плохого" ребенка;

в)   повторение в "автопортрете" деталей рисунков "хорошего" или "плохого" ребенка (одежда, головной убор, игрушка, рогатка, цветок и т.п.);

г) наличие в "автопортрете" новых деталей, их характер;

д) общее впечатление о похожести "автопортрета" на рисунок "хороше го" или "плохого" персонажа.

3.  Анализ расположения рисунков на листе (основное внимание уделяется "автопортрету"). Размещение внизу страницы, очень маленький размер фигурки свидетельствуют о депрессивности ребенка, наличии у него чувства неполноценности. Наиболее неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа (особенно левом) в профиль.

4.  Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без существенного улучшения качества рисунка). Их наличие говорит о конфликтном, тревожном отношении ребенка к рисуемому персонажу.

5.  Анализ процесса рисования, технических особенностей рисунка с общих позиций интерпретации фигуры человека, а при индивидуальном обследовании – характера спонтанных высказываний, порядка изображения отдельных деталей и времени, затрачиваемого на тот или иной рисунок – все это позволяет получить ценные дополнительные данные об общем развитии испытуемого, стиле его деятельности, наличии у него возможных отклонений, в частности показателей органического поражения ЦНС. Особо рассматриваются случаи и мотивировки отказа от выполнения того или иного рисунка или задания в целом.

6 Поскольку данная методика носит проективный характер, то здесь в дополнение могут быть применены традиционные критерии, принятые в проективной психодиагностике при анализе рисунка человеческой фигуры.


10

Следует помнить, что результаты данной методики, как и любой другой, не дают оснований сами по себе для окончательных выводов и должны быть поэтому дополнены данными беседы с ребенком, а также результатами других методик.

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ «ЛЕСЕНКА»7

(Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн)

Цель:изучение высоты самооценки.

Материал:бланк с "лестницами" слов, характеризующих уровни здоровья, умственного развития, характера и счастья.


1. Самые здоровые 2. Очень здоровые 3. Здоровые 4. Более или менее здоровые 5. Среднего здоровья 6. Более или менее больные 7. Больные 8. Очень больные 9. Самые больные


1. Самые умные 2. Очень умные 3. Умные 4. Более или менее умные 5. Среднего ума 6. Более или менее неумные 7. Неумные 8. Глупые 9. Самые глупые



1. С прекрасным характером 2. С хорошим характером 3. С более или менее хорошим характером 4. С неплохим характером 5. С обычным характером 6. С неважным характером 7. С плохим характером 8. С очень плохим характером 9. С тяжелым характером


1. Чрезмерно счастливы 2. Очень счастливы 3. Счастливы

4. Более или менее счастливы 5. Не очень счастливы 6. Мало счастливы 7. Несчастливы 8. Очень несчастливы 9. Самые несчастные