Проекты в образовательной области "Технология". Примерный контрольный лист проекта

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ПРОЕКТЫ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЛАСТИ  «ТЕХНОЛОГИЯ»

Образовательная  область  «Технология»,  введенная  в  Базисный  учебный  план  общеобразовательных  учреждений  в  1993  году,  способствует  созданию  полноценной  обучающей  и  развивающей  среды,  которая  позволяет  сформировать  у  учащихся  жизненно  важные  основы  технологических  знаний  и  умение  применять  их  в  различных  видах  практической  деятельности  с  учетом  экономической,  экологической  и  предпринимательской  целесообразности,  социального  опыта.

В  примерные  программы  образовательной  области  «Технология»  введен  блок – модуль  «Основы  проектирования»,  предусматривающий  организацию  и  руководство  проектной  деятельностью  обучающихся  (метод  проектов).  Проектная  деятельность  предлагает  более  гибкую  структуру  учебного  процесса  по  всей  проектно – технологической  цепочке  -  от  идеи  до  ее  реализации  (изготовления  объекта  труда  -  модели,  изделия). 

В  результате  проектной  деятельности  полнее  обеспечиваются  современные  требования  к  развитию  обучающихся.  Выполняются  и  осваиваются  не  только  конкретные  трудовые  действия,  но  и  решаются  разнообразные  конструкторско – технологические  и  технические  задачи,  возникающие  в  ходе  выполнения  проектов,  анализируются  факторы,  влияющие  на  конструкцию,  форму,  дизайн  объектов  труда  (моделей,  изделий).  Действия  обучающихся  носят  в  основном  преобразующий  характер,  способствуют  развитию  у  них  творческого  потенциала.

Под  проектом  понимается самостоятельная  творческая  завершенная  работа,  выполненная  учащимся  под  руководством  учителя.

Проектная  деятельность  в  сравнении  с  традиционными  методами  преподавания  трудового  обучения  имеет  свои  особенности.  Она  включает  ряд  условных  этапов:

  • Поисково – исследовательский  (проектировочный).
  • Технологический  (этап  реализации  проекта).
  • Заключительный  (презентация  и  практическое  использование  изделия).

Примерный  контрольный  лист  проекта.

Поисково  -  исследовательский  этап

  Поиск  проблемы

  Учащиеся  слушают  учителя,  анализируют  услышанное. Учитель  ставит  перед  ними  проблему,  предлагает  банк тем проектов,  раскрывает  требования  к  ним,  техноло – гию  их  выполнения  и  критерии  оценивания.

  Осознание  проблемной  области

 Учащиеся  из  предложенных  учителем  проблем  выбирают  одну,  наиболее  актуальную  для  них  (или  формулируют  сами). Учитель  выступает  в  роли  консультанта.

  Первое  мини – исследование:  выявление  конкретной  потребности.

Опираясь  на  собственные  знания  и  обобщая  источники  информации  (банк  данных  и  предложений.  Книги,  журналы,  газеты,  телерадиоинформацию,  рекламные  буклеты,  справочники  и  др.),  школьники  исследуют  потребности  в  определенных  изделиях  или  услугах,  проводят  мини – маркетинговое  исследование,  оценивают  свои  интеллектуальные  и  материальные  возможности. Учитель  наблюдает,  консультирует,  советует.

Определение  конкретной  задачи  и  ее  формулировка

Учащиеся  формулируют  конкретную  задачу  исследования,  определяют  тему  проекта. Учитель  помогает  уточнить  формулировки.

Установление  основных  параметров  и  ограничений

Учащиеся  определяют  основные  параметры  (размеры,  мощность,  функции  и  т.д.)  и  ограничения  предполагаемого  изделия,  диктуемые  обстоятельствами. Учитель  делает  уточнения.

Второе  мини – исследование:  выявление  традиций,  тенденций,  истории.

Учащиеся  изучают  возможную  историю  проекта,  конспектируют,  рисуют,  чертят,  генерируют  идеи. Учитель  помогает  подобрать  необходимую  литературу,  оказывает  помощь.

Третье  мини – исследование:  построение  «звездочки  обдумывания»

Учащиеся  на  листе  бумаги  составляют  схематично  перечень  проблем  для  решения:  материалы,  инструменты,  модель,  размеры,  форма,  стиль,  дизайн,  технология  изготовления,  себестоимость  изделия. Учитель  проверяет,  уточняет,  советует.

Четвертое мини – исследование:  выработка  идей,  вариантов,  альтернатив

Учащиеся  записывают  возникшие  идеи  в  виде  фраз,  отдельных  слов,  картинок  или  эскизов. Учитель  уточняет,  советует,  предлагает  дополнительную  литературу.

Пятое  мини – исследование:  анализ  и  синтез  идей,  выбор  оптимального  варианта

Учащиеся  выбирают  из  многих  вариантов  подходящее  решение,  разрабатывают  рабочий  эскиз  модели  с  описанием. Учитель  контролирует,  уточняет,  оказывает  помощь.

Выбор  материала,  построение  «звездочки  обдумывания»

Учащиеся  определяют  и  записывают  несколько  наименований  материалов,  выбирают  наиболее подходящие  из  них. Учитель  консультирует,  обобщает.

Выбор  инструмента,  оборудования

Учащиеся  определяют  и  записывают  перечень  необходимых  инструментов  и  оборудования. Учитель  консультирует,  обобщает.

Разработка  технологического  проекта

Учащиеся  выбирают  и  анализируют  рациональную  технологию,  составляют  технологические  карты,  чертежи,  эскизы,  конструируют  и  моделируют,  определяют  режимы  работы  и  затраты  времени,  уточняют  критерии  контроля. Учитель  наблюдает,  консультирует,  обобщает.

Организация  рабочего  места

Учащиеся  подбирают  и  размещают  на  рабочем  месте  материалы,  инструменты,  приспособления,  проверяют  освещенность,  проветриваемость  в  соответствии  с  санитарными  нормами  и  правилами  безопасности. Учитель  оказывает  помощь.

Экономическое  и  экологическое  обоснование

Учащиеся  подсчитывают  себестоимость  изделия  или  услуги,  проводят  экологическую  экспертизу  изготовляемого  изделия. Учитель  оказывает  помощь,  контролирует  процесс.

Контроль  качества

Учащиеся  уточняют  критерии  проверки  и  оценки  качества  творческого  проекта. Учитель  проверяет,  уточняет  результаты.

   Технологический  этап

Выполнение  технологических  операций 

Учащиеся  подбирают  режим  обработки:  осуществляют  контроль  качества  обработки  деталей,  самоконтроль  своей  деятельности;  вносят  изменения  в  технологический  процесс;  корректируют  последовательность  операций,  режимы  обработки,  последовательность  сборки;  соблюдают  технологическую  и  трудовую  дисциплину;  контролируют  организацию  рабочего  места. Учитель  наблюдает,  контролируют,  консультирует,  оказывает  помощь,  следит  за  соблюдением  правил  безопасности.

  Заключительный  этап 

Коррекция

Учащиеся  сравнивают  выполненный  проект  с  задуманным,  устраняют  недочеты. Учитель  анализирует,  советует.

Контроль,  испытание

Учащиеся  осуществляют  контроль  и  корректировку  параметров  изделия,  проводят  его  испытание. Учитель  наблюдает,  консультирует.

Реклама

Учащиеся  готовят  рекламу,  товарный  знак  изделия,  предлагают  способы  реализации  изделий. Учитель  консультирует,  советует.

Оформление

Учащиеся  оформляют  проект  в  соответствии  с  установленными  требованиями. Учитель  консультирует,  помогает.

Самооценка

Учащиеся  анализируют  достоинства  и  недостатки  проекта,  оценивают  результаты  и  перспективы  производства. Учитель  наблюдает,  консультирует.

Защита  проекта

Учащиеся  готовят  и  делают  доклады,  иллюстрации,  отвечают  на  вопросы. Учитель  слушает,  участвует  в  оценке  проекта.

На  начальном  этапе  многие  школьники  будут  испытывать  значительные  затруднения  при  выполнении  творческих  проектов.  Поэтому  для  них  рекомендуются  творческие  задания  или  работы  по  образцу.  Объекты  проектирования  должны  быть  посильны  для  учащихся  соответствующих  возрастных  групп.

  Количество участников  при  выполнении  проекта  в  зависимости  от  его  сложности  может  быть  различным:  от  одного  (индивидуальный  проект)  или  нескольких  учащихся  одного  класса  до  больших  творческих  коллективов,  включающих  учащихся  разных  классов  и  возрастов  (юбилей  школы,  организация  питания  в  походе  и  т.д.).  При  выполнении  групповых  и  коллективных  проектов  учителю  необходимо  распределить  обязанности  между  учащимися  и  определить  ответственность  каждого  за  выполнение  проекта  в  целом.  Общая  оценка  коллективного  проекта  осуществляется  на  основе  вклада  каждого  из  исполнителей.

   Проект  может  быть  рассчитан  на  изучение  одной  темы,  нескольких  тем  или  целого  тематического  блока.  Сроки  выполнения  проектов  в  большей  степени  зависят  от  содержания,  целей  и  задач  проекта  и  могут  меняться  от  3 – 4  недель  до  года.  При  длительном  выполнении  проекта  необходимо  наметить  определенные  этапы  с  конкретными  результатами  работы  на  кажд

Похожие материалы

Информация о работе