Концепция «Культуротворческой школы» А,П, Валицкой

Страницы работы

Фрагмент текста работы

воссоздание движущейся (обогащающейся, последовательно расширяющейся на каждом образовательном уровне) картины природо-культуро-социального бытия человека в мире.

Основные принципы «культуротворческой школы»:

1.  Личностная гуманистическая доминанта: необходимо удовлетворить сущностную потребность человека в структурной определенности мира, его доступности для сознания, соотносимости вещей, явлений, идей с человеческой мерой.

2.  Необходимые и достаточные для построения целостной картины мира естественно-научные, социогуманитарные и художественно-эстетические знания необходимо выстроить в предметные блоки, образующие динамическую целостность (суммарно-перечислительный принцип образовательных программ уже не подходит). Учебный предмет – не самоцель, а органичная часть целого («целое больше, чем сумма его частей»).

3.  Основная цель педагогов — развитие у учащегося «я-сознания», вписанного в современный мир.

4.  Гуманистическая парадигма образования:

А) понимание ребенка как носителя особого культурного мира;

Б) понимание учителя как носителя педагогического творчества => смена типа педагогического мышления: от репродуктивного — к продуктивному, от исполнительского — к творческому, от установки на трансляцию знаний — к самостоятельному, целеосмысленному конструированию образовательного диалога;

В) построение образовательного процесса в школе как модели социокультурного пространства, где совершается становление личности.

Приоритетные методики: сотрудничество, диалог, проблемная игра, развивающее обучение.

Концепция предполагает последовательное «обживание» миров родной и мировой культур.

Принципы построения образовательного процесса:

- языковая доминанта;

- историчность.

Необходимы новые формы объединений в педагогических коллективах — создание методических групп, кафедр для осуществления новых педагогических задач, перестройка совкового учительского сознания. «Смежник» уже не враг, а со-творец единой ткани образовательного процесса.

Реализация в сфере высшего образования: деятельность преподавателя направлена на изменение прежних, "пассивных" механизмов общения и вовлечения студентов в активную учебную деятельность посредством использования нетрадиционных форм лекционных и семинарских занятий, где создается возможность для всех студентов выражать свободно свои мысли, где фантазия и воображение не имеют границ. Эффективными формами, стимулирующими творческую деятельность студентов, в этом контексте является привлечение их к выполнению целого ряда заданий, побуждающих к развитию их личностных способностей:

·  работа с оригинальными текстами философов, культурологов;

·  авторско-креативное озвучивание фрагмента текста – студентам необходимо продолжить логику оригинала;

·  творческий диспут – сопоставление нескольких точек зрения на рассматриваемую культурологическую проблему;

·  работа с «деформированными тестами»;

·  опорные конспекты – наглядные конструкции информации, в которых знания представлены в логическо-компактной форме;

·  дидактические игры, такие как КВН, "Пантомима" и другие помогают эмоционально наполнить работу с разработанными студентами опорными конспектами.

Реализация модели в различных школах: ГОУ гимназия-интернат

Похожие материалы

Информация о работе