Круг жизни язычника: от рождения до смерти. Формирование представления о символическом пространстве

Страницы работы

Содержание работы

Анализ Урока

Время урока: 21 декабря 08:30

Класс:8 «в»

Преподаватель:

Тема урока: Круг жизни язычника: от рождения до смерти. Урок 1. Рождение.

Цель урока: Сформировать представление о символическом пространстве, окружающем процесс рождения человека в условиях древнеславянской языческой культуры.

Задачи урока:

1)  Сформировать представление о рождении, браке и смерти как о переходных состояниях (ситуациях) человеческого существования;

2)  Провести параллель между сменой переходных состояний и сменой социального статуса человека в обществе;

3)  Развести понятия физического рождения и процесса инициации (рождения как полноправного члена общества);

4)  Сформировать навык трактовки символов, входящих в семиотическое поле родин, отталкиваясь от фольклорных примеров (пословицы, поговорки, приметы);

5)  Посредством этого дать ученику возможность понять основы мировоззрения человека мифологического сознания «изнутри»;

6)  Обобщить фактический материал.

Ход урока:

1)  Организационный момент – 2 минуты;

2)  Лекционная часть – 15 минут;

3)  Тематическая беседа – 15 минут;

4)  Обобщение материала – 5 минут;

5)  Домашнее задание – 3 минуты.

Анализ содержания урока:

Материал четко разделен на две части, что отвечает цели и задачам урока. Первая часть вводит учеников в тему цикла уроков, в общих чертах представляя понимание язычником времени в его цикличности. Рождение завершается новым рождением, таким образом, окружая важнейшие, коренные моменты жизни комплексом обрядов и примет, человек обеспечивает вечность мира, его жизнь и преемственность его законов. На плечах язычника лежит судьба мира. Чтобы он не обратился в хаос, необходимо постоянно «повторять» в обряде процесс мироздания. Поэтому рождению нового человека и придается такое символическое значение. Рождение нужно «обезопасить» обрядом.

Объяснение материала поддерживается опорным конспектом на доске, делающимся по ходу изложения.

Вторая фаза лекционной части сосредоточена на представлении феномена инициации как второго, «социального» рождения человека. До этого полностью для общества человек мифологического сознания как бы не существует. Изложение, опять же, сопроваждается схемой смены состояния человека во время инициации (ребенок – испытание - боль - переход в иной мир - добыча знакового предмета - возвращение в новом статусе взрослого).

Тематическая беседа основана на зачитывании учителем приметы, пословицы или элемента обряда в логической последовательности (семиотическое пространство беременности – родин - инициации) и попытке трактовки учеником символического смысла оных (Учитель в некоторых случаях добивается успеха, например: «Нельзя во бремени становиться на кочергу, косу, коромысло, хомут и иные кривые вещи. Почему?» - «Ребенок родится кривым» - «Правильно. Это – понимание взаимосвязи между вещами по принципу внешнего сходства – одна из основных черт мифологической культуры»).

Обобщение материала заключается в подчеркивании ценностной значимости обряда в мифологической культуре, важность обряда для язычника. Ученики под диктовку записывают по порядку основные обряды и приметы, сопровождающие родины, о которых еще не велась речь во время беседы.

Домашнее задание: Раскрыть значение для древнего славянина любых двух любых примет или поверий, связанных с родинами.

Вывод: Урок проведен на высоком методическом уровне с привлечением грамотно отобранного материала.  

Похожие материалы

Информация о работе