Культурогенез. Фрейд Зигмунд. Кассирер Эрнст. Виндельбанд Вильгельм

Страницы работы

Содержание работы

Вступление. Культуру нельзя понимать однозначно, как мы уже имели удовольствие убедиться. Однако, культурология как наука имеет свой предмет, и предметом этим является культура. Мы можем говорить конкретно о культуре одного народа или о культуре целого исторического периода, но мы не сможем добиться желаемого результата в нашем исследовании, если не обозначим некие основные законы, пути, по которым живет и развивается любая культура. И если мы ответим на вопрос «как?», быть может,  мы в конце концов будем способны найти ответ и на вопрос «что?», «что есть культура, в чем состоит ее сущность, ее природа». Это также становится актуальным потому, что   сегодня, перед лицом нового тысячелетия, мы теряемся и никак не можем решить, куда же заведет нас наша человечность. Вероятно, те теории, которые мы здесь с вами разберем, и не дадут нам каких-то рецептов, но, думается, некоторые ответы на некоторые вопросы мы получим.

Культурогенез – процесс происхождения культуры, ее развития и упадка.

Фрейд Зигмунд Автор теории эволюции, небезызвестный Чарльз Дарвин, видит зачатки культуры в приспособлении плохо защищенного от природы  человека к враждебным ему условиям. Культурные социальные отношения возникают, когда люди объединяются в т.н. «первичную орду», начинают использовать и изготавливать орудия труда и т.д. В дарвинской первичной орде нет места для зачатков тотемизма. Здесь только жестокий ревнивый отец, приберегающий для себя всех самок и изгоняющий подрастающих сыновей, и больше ничего. Дарвин не видит предметом своих наблюдений это первоначальное состояние общества.

Фрейд же начинает пристально изучать эту «примитивную организацию» и находит ее отголоски в некоторых современных известных племенах, называя ее «мужскими союзами». В них главенствует отец-тиран, которого убивают его подросшие сыновья, чтобы занять его место и обладать его женой. Братья не могут каждый в отдельности решиться на отцеубийство, потому объединяются для этого. Пожирание трупа отца во время тотемической трапезы, в которой сыновья отождествляют себя с ним, является, по Фрейду, первым культурным актом человечества – отсюда берут начало такие фундаментальные культурные феномены, как социальные организации, нравственные ограничения и религия.

Этот культурный акт вытекает из амбивалентного, двоякого отцовского комплекса любви/ ненависти. Удовлетворив ненависть убийством, они после придаются нежным чувствам, ведь в сущности, никто из сыновей не занял места отца. Позднее чувство вины заставляет их ввести два основных табу тотемизма: отказ от убийства заместителя отца тотема и от его освободившихся женщин. Таким образом, вытесняются желания Эдипова комплекса – фундаментального комплекса, на котором покоится культурогенез, соответственно и сама культура, которая развивается в подавлении человеком первородного комплекса, в сублимации.

Ключевые слова: тотемизм, отец тотема, Эдипов комплекс, сублимация.

Кассирер Эрнст   Различение символов и сигналов. Сигналы – операторы, Символы – десигнаторы, они имеют только функциональную значимость, сигналы же обладают физическим и функциональным бытием.

Установление стойкой реакции между вещами и впечатлениями. Понимание универсальности символической функции. Феномен интеллектуальной революции. Принцип символизма распространяется на культурогенез. Культура обретает свой специфический характер, интеллектуальные и моральные ценности не из материала своего, но из своей архитектоники. Универсальная применимость человеческого символизма. Семантическая изменчивость и подвижность не имеет аналогов в животном мире. Осознание отношений как акт логического мышления. Речь – процесс, общая функция человеческого мышления. Понятие рефлективной мысли – способность выделять и фокусировать отдельные устойчивые элементы в общем потоке чувственных феноменов. Рефлексия, ее наличие или отсутствие зависят от символической мысли. Осознавая и оперируя символами, человек становится человеком; культура является миру с появлением «внутренней речи», с первым символическим актом: познанием символа как символ. Таким образом, природой культуры является символ.

Виндельбанд Вильгельм. Трансцендентальный синтез. Обуславливание им осознания отдельных элементов опыта и всего опыта в целом. На этих общезначимых предпосылках разумной деятельности – на трансцендентальном синтезе и опыте, эмпирических ассоциациях и апперцепциях -  покоится культура. Сверхэмпирическая необходимость разума есть единственное априори. Во всем, что мы привыкли принимать за данный материал, уже присутствует  трансцендентальный синтез. Нравственная деятельность человека старается обработать мир благодаря закону свободной воле, руководствуясь категорическим императивом, порождая культуру –все, что человеческое сознание вырабатывает из данного материала. Благодаря этой структуре – трансцендентальному синтезу – появляется наука, нравственность, право, искусство и религия. Природа культуры суть трансцендентальный синтез.

Похожие материалы

Информация о работе