Принципы историко-культурного образования школьников

Страницы работы

Содержание работы

13. Принципы историко-культурного образования школьников (по лекции Токарева, любезно записанной Юлей Васильевой, по материалам Леночки Кузнецовой, и по программе Мосоловой-Валицкой-Щедриной)

Принципы историко-культурного образования основываются на изучении истории культуры. Важнейшей задачей историко-культурного образования является не только освоение информации о культуре, сколько освоение произведений искусств, отражающих ценности культуры:

  • Принцип изучения культуры как саморазвивающейся системы посредством выявления её движущихся сил развития в недрах самой культуры.
  • Принцип периодизации на основе внутренних качеств исследуемых культурных эпох.
  • Принцип первичности эволюции материальной культуры, определяющей духовную и художественную активность человека и человеческой деятельности.
  • Принцип первичности и многообразия культур, общей направленности и разных путей развития культур человечества.
  • Принцип целостности описания историко-культурного процесса: единство морфологичеких (форма, тип, особенности, изменения), институциональных и духовно-содержательных аспектов анализа изучения культур
  • Принцип единства типологического и хронологического, диахронического и синхронного подходов к изучению явлений культуры.
  • Принцип (проблема) отбора художественного материала для организации занятий. Аутентичность (подлинность) изучаемых памятников культуры.

К характеристике первого принципа:

Культурно-синергетическая модель культурологического образования (М.С. Каган, Е.Н. Князева, др.) рассматривает культуру как условие самоорганизации и саморазвития личности. Анализируя точки соприкосновения синергетики и культурологии, М.С. Каган отмечает: «Определив свой предмет понятием «процессы самоорганизации», синергетика тем самым конкретизирует диалектическую идею «саморазвития»; если прежде это понятие применялось к бытию «абсолютного духа» или абсолютной же материи - природы (по отношению к которым все остальные процессы производны и потому детерминированы извне), то синергетика утверждает, что эволюция каждой динамической системы, независимо от ее масштаба, является ее самодвижением, т. е. непосредственно управляется внутренними, имманентными этой системе силами, и лишь «во вторую очередь» реагирует на воздействие среды. ...сказанное означает, что, признавая культуру самостоятельным образованием, отличающимся не только от природы, но и от общества, ее развитие следует изучать не как автоматическое следование за развитием общества, ...а как самодвижение, саморазвитие, хотя и усваивающее воздействие изменений среды и социальной, и природной. Задача культурологии состоит поэтому в том, чтобы выявить те внутрикультурные силы, которые управляют динамикой культуры»[Каган М.С. Синергетика и культурология].

Отсюда возникает метод синергетического анализа развития культуры:

1.принцип культуры как саморазвивающейся системы;

2.периодизация на основании внутренних качеств изучаемой культуры (а это значит, что культура Древнего Китая не может изучаться как культура Древней Греции; к основным начальным стадиям культуры, например, относятся: первобытная культура; культура кочевников-скотоводов; культура земледельческих обществ; культура античного полиса);

3.принцип первичности эволюции материальной культуры;

4.единство и многообразие, общая направленность и различные пути движения культуры;

5.целостность описания историко-культурного процесса.

6.единство типологического и хронологического, подходов (типология выделяет определенные типы культуры, общее и индивидуальное; хронология отражает индивидуальный путь развития);

7.единство синхронного и диахронного подходов (синхронное развивается в рамках единого исторического времени; диахронное развивается в рамках одной культуры на протяжении нескольких периодов);

8.единство морфологического, институционального и духовного аспектов в анализе культуры (морфология – структура культуры; институты – учреждения и функции культуры; духовное содержание – изучение ценностей, идей, произведений искусств);

9.принцип аутентичности памятников культуры как принцип отбора фактологического материала.

Обучение истории культуры должно быть личностно-ориентированным типом обучения, может быть проблемным, развивающим или модульным.

Изучение истории искусств образует одну из основ культурологического образования. Нетрудно понять, что формирование представлений о развитии художественной культуры составляет его фундамент, без которого невозможно развитие собственно культурологических представлений. В то же время, проблемы истории искусств в практике образования культурологов предполагают свою специфику. Во-первых - это необходимость знакомства с конкретными произведениями в контексте целостной перспективы исторической эволюции искусства. Во-вторых - репрезентация культурно-исторического контекста и его воздействия на различные измерения искусства. Наконец, отдельную проблему составляет изучение общих категорий истории искусства - таких, как жанр, стиль, и т.д.

Похожие материалы

Информация о работе