Принципы историко-культурного образования школьников, страница 2

По программе Л.М.Мосоловой, А.П.Валицкой, Г.К.Щедриной «МХК»:

(в пояснительной записке даётся указание на то, как использовать программу курса и в этом, как кажется С. Н. Токареву, можно увидеть и принципы историко-культурного образования).

Программа курса "Мировая художественная культура" Л.М. Мосоловой, А.П. Валицкой, Г.К. Щедриной подготовлена с учетом потребностей высшего педагогического образования. Его стратегическая направленность соответствует современному процессу глобализации и гуманизации образования и установке на формирование развитого историко-культурного сознания и личностного ценностного мироотношения будущего учителя.

Курс является важнейшим компонентом образовательно-профессиональной программы высшего педагогического образования и предназначен для всех факультетов.

Актуальность курса обусловлена необходимостью помочь будущему учителю выработать целостное представление о развитии мировой и отечественной художественной культуры.

Цель курса - ввести студента в мир художественной культуры, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному освоению художественных ценностей, созданных и созидаемых человечеством, к использованию их в своей профессиональной педагогической деятельности. Главная задача курса - раскрыть сущность мировой художественной культуры и закономерности ее исторического движения; выявить смысл культурных эпох, воплощенных в художественных картинах мира; показать многообразие художественного опыта разных народов, диалогику культур человечества.

Курс реализуется в лекционных, практических (лабораторных и семинарских) и самостоятельных занятиях. Содержание и объем учебного материала корректируются в соответствии со специализацией факультетов. Так, на историческом факультете целесообразно сосредоточить внимание на собственно художественной проблематике на анализе произведений искусства, учитывая занятия студентов по истории цивилизаций. На филологическом факультете важно очертить социокультурный контекст с преимущественной характеристикой специфики музыки, архитектуры, изобразительного искусства и кино. Курс мировой художественной культуры может быть обогащен включением в соответствующие разделы материалов по истории художественной культуры того региона, где находится вуз.

Обязательным условием освоения курса является проведение практических занятий (семинары, лабораторные занятия) по изучению отдельных проблем и анализу конкретных художественных произведений под руководством преподавателя. Предусматриваются системные циклы занятий на основе литературных текстов, музейных экспозиций, архитектурно-художественных комплексов, а также просмотр и обсуждение соответствующих спектаклей и фильмов, прослушивание и анализ записей музыкальных произведении. Самостоятельные занятия включают посещение музеев, выставок, театров, концертных залов и кинозалов, чтение художественной литературы.                                                     

Программе "Мировая художественная культура"   построена по интегративному принципу. Художественная культура понимается, во-первых, как подсистема культуры И, во-вторых, как целостность в единстве всех ее составляющих (художественное творчество, произведения всех видов и жанров искусства, способы освоения художественных ценностей, управление художественными процессами, формирование публики и субкультур и т.д.). Она изучается в сопряжении   историко-культурного   и   историко-художествшного процессов,  в  сочетании  синхронного   и  диахронного подходов. Центральное место в интегративном изучении мировой художественной культуры уделяется образной концепции человека, воплощенной в произведениях искусств разных времен и народов.

Основу логической конструкции программы составляют семь разделов, в пределах которых раскрываются теоретические, и историко-типологические, региональные и национальные проблемы мировой художественной культуры. Материал по отечественной культуре органично входит во все разделы курсы. Особое внимание при этом уделяется собственно художественным проблемам и закономерностям движения искусства: художественным картинам мира, творческим методам, национальным школам, жанрово-стилевым особенностям, творческим портретам мастеров.

<...>

Преподавание курса мировой художественной культуры осуществляется при наличии специальной базы - кабинетов с комплексом современных аудиовизуальных и компьютерных средств обучения и соответствующих систематизированных фондов видеозаписей, слайдов, фонозаписей, иллюстративных и программно-педагогических средств (обучающие, диагностические, контрольные программы) и т. п. Кроме того, предусматриваются такие дидактические материал как перечень основных памятников мировой художественной культуры, рекомендуемых для изучения, контрольные вопросы к зачетам и экзаменам, программа практических занятий (с методическими указаниями), список основной и дополнительной литературы по курсу.