Преподавание элективного курса «Исторические типы культуры»

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос №59: Преподавание элективного курса «Исторические типы культуры»

1. У М.С. Кагана курс «Исторические типы культуры» предназначен кафедрам педагогических университетов как основа для построения учебного процесса студентов по курсу подготовки бакалавров и частично магистров образования. Данный курс включен в группу программ спецкурсов и спецпрактикумов по культурологическому модулю (т.е. это не обязательный курс! Обязательным курсом является программа Мосоловой, Валицкой и Щедриной «МХК»). Для данного спецкурса Коган выделяет 40 часов: 30 лекционных часов и 10 практических занятий. Но так как нас (вернее С.Н.) интересует данная программа как элективный курс в школе, то количество часов и форма ведения занятий должна измениться.

Как элективный курс для профильной школы данная программа должна быть рассчитана примерно на 12 часов, которые выделяются в начале года в 10 классе. Цель курса – дать теоретическую подготовку учащимся, предназначенную для облегчения дальнейшего рассмотрения явлений культуры и отнесения их к определенным эпохам. В конце программы дается объемная библиография для самостоятельной работы учащихся.

Тематический план

Название темы

Количество часов

Лекции

Семинары

1. Современное культурологическое знание и его основные проблемы

2

2. Культура как целостна, самоорганизованная, функциональная, развивающаяся, саморефлексивная система

4

3. Строение художественной культуры

2

4. Культура и культуры

2

2

5. Переход от биологической формы жизни к социальной. Особенности первобытной культуры

2

6. Распад синкретизма первобытной культуры и пути перехода к чётко структурированной и иерархически организованной культуре

4

7. Культура феодального общества

4

2

8. Культура Возрождения как переходный тип культуры

2

2

9. Культура буржуазного общества

4

2

10. Становление нового переходного типа культуры в конце ХХ века.

4

2

Итого

30

10

Всего

40

1.  Современное культурологическое знание и его основные проблемы

Пути развития культурологии в XVIII-XIX вв. на Западе и в России. Множество представлений о культуре в науке ХХ века и его причины. Конкуренция научных подходов к изучению культуры в современной науке и особенности философского подхода. Соотношение теоретического и исторического аспектов изучения культуры, их взаимозависимость и способы сопряжения. Трудности изучения культуры как целостной и саморазвивающейся системы. Связь культуры и её исторической типологии.

2.  Культура как целостна, самоорганизованная, функциональная, развивающаяся, саморефлексивная система

Системное мышление в современной науке. Метод выявления культуры как особый формы бытии. Природа, общество, человек, культура. Строение культуры. Человек как носитель культуры, как её творец и её творение. Влияние культуры на формирование психики человека в филогенезе им онтогенезе. Три модальности культуры – человеческая, процессуально-деятельностная, предметная. Различие и взаимосвязи материальной культуры, духовной культуры и художественной культуры. Формы предметности материальной культуры, формы духовной предметности, формы приметности художественной культуры.

3.  Строение художественной культуры

трёхмерное строение художественной культуры. Её институциональное измерение. Духовно-содержательное измерение художественной культуры. Морфологическое измерение художественной культуры. Неравномерность развития художественной культуры. место искусства в культуре. искусство как самоорганизование культуры. значение изучения истории искусства для выявления закономерностей развития культуры как целого.

4.  Культура и культуры

Похожие материалы

Информация о работе