Преподавание элективного курса «Исторические типы культуры», страница 2

Культура человечества культура этноса, нации, сословия, класса, субкультуры поколений, полов, профессиональных и конфессиональных групп, культура личности. Исторические модификации культуры и принципы их выделения при понимании культуры как сложноорганизованной системы. Качественно-определенные и переходные исторические типы культуры. разные формы взаимоотношения культур, диалог культур.

5.  Переход от биологической формы жизни к социальной. Особенности первобытной культуры

Теория «двух скачков» как переход от биологической формы движения к социальной. Генетический способ передачи информации в животном мире. Формирование нового – культурного – способа передачи информации в жизни первобытной общины. Переход к речевому способу общения. Культура первобытного общества – первый исторический тип культуры. всесторонний синкретизм как её определяющая черта. нерасчленность психических механизмов и языковых средств коммуникации. сходство и различие культур человечества и индивида на этапе детства.

6.  Распад синкретизма первобытной культуры и пути перехода к чётко структурированной и иерархически организованной культуре

Дифференциация и  обособление разных культурных сил – материального, духовного и художественного производства. Три пути перехода от первобытности к развитому типу социальной организации духовной и художественной культуры: общества кочевников-скотоводов, рабовладельческие земледельческие общества, рабовладельческие общества греко-римского мира с развитыми ремесленно-торговыми центрами. Разные формы соотношения нового и старого, характерные для переходных культур. Переход от мифологического сознания к научно-рациональному. Разное значение данных форм переход для последующей истории культуры: тупиковый характер культуры кочевников, стагнационный характер земледельческой культуры, способность саморазвития в ремесленно-торговой культуре.

7.  Культура феодального общества

Синтез элементов всех трех переходных форм в средневековой культуре феодального общества. Строгая расчлененность феодального типа культуры, порождаемая расхождением 4-х субкультур – крестьянской, замковой, церковной и городской. Иерархичность соотношения элементов в средневековой культуре как системном целом. Духовная доминанта средневековой культуры. Ориентация духовной активности на звучащее, напеваемое и слышимое слово. Перерастание традиционного характера культуры в канонический. Бюргерская субкультура и ремесленно-торговое население города.

8.  Культура Возрождения как переходный тип культуры

Природа, сущность и основные черты Возрождения. Необязательность Возрождения как формы перехода от феодальной к-ры к буржуазной. Ренессансоподобные явления в различных районах земного шара. Гуманизм и проблема индивидуализма. Реформация как гуманизация религиозного сознания. Жажда гармонии и равновесия. Реабилитация зрения и основанных на нём искусств. Искусство как идеальная модель разрешения всех противоречий бытия. Иллюзорность обретенной возрождением гармонии человека и мира

9.  Культура буржуазного общества

Капитализм как общественно-экономическая формация и его влияние на развитие культуры. Признание высшей ценности новаторства, а не следование традиции. Развитие в художественной культуре познавательно ориентированного реализма, перераставшего в натурализм. Неравномерность развития искусств. Периодизация истории культуры в буржуазном обществе: первые шаги в XVII в., широкое развитие в XVIII в., расцвет в XIX в., кризис в ХХ веке. Трагическое значение расщепления культуры на массовую и элитарную и проблема молодежной субкультуры во второй половине ХХ века.

10.  Становление нового переходного типа культуры в конце ХХ века

Развитие политической культуры. Развитие материальной культуры, обеспечивающей свободу от нужды каждого члена общества. Развитие духовной культуры, требующей гармонизации знаний и ценностей. Развитие художественной культуры. Новый тип культуры как поиск разрешения противоречий между интересами личности и общества.