Теория монохудожественного развития школьников (Кабалевский, Неменский, Юсов)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Вопрос № 70 Теория монохудожественного развития школьников (Кабалевский, Неменский, Юсов)

Термин «полихудожественное образование», который включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности изобрёл Юсов Б.П.

Он же дал определение понятию «монохудожественное образование» полагая, что оно основано на понятиях, терминах и видах отдельного искусства (музыки, изобразительного искусства,  балета, театра, кино, литературы).

Таким образом, именно Юсов Б.П. ввёл разделение на моно- и полихудожественное образование. При этом, монохудожественное развитие является «фундаментом», кирпичиком в системе полихудожественного.

Юсов Б.П. характеризует «монохудожественное образование» как профессионально-искусствоведческий метод составления программ.

Монохудожественное воспитание/развитие лежит в основе программ Кабалевского Д.Б., Неменского Б.М.

Кабалевский Д.Б. (музыка) и Неменский Б.М. (изобразительное искусство) оба трудились над созданием основ для творческого раскрытия детской личности в школе. Ими был сделан первый шаг к Педагогике творчества. Они подняли значение искусства в общеобразовательной школе. Изменили его статус. Установился приоритет творческих задач в художественном образовании. Когда техника, навыки - все то, что раньше было самоцелью, - превращаются в средство воплощения творческих замыслов ребенка. Искусство стали преподавать как искусство.

КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович (1904-87), композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР (1963), д.ч. АПН СССР (1971), д-р искусствоведения (1965), профессор (1939). Занимался проблемами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества. Создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично связывает музыку как искусство с музыкой - учебным предметом. Автор цикла радиопередач «Детям о музыке».

НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович (родился в 1922 г. – в Москве), живописец и педагог, общественный деятель, академик РАО (1992, ч -к АПН СССР с 1991). Автор уникальной программы для детей «Изобразительное искусство и художественный труд», он на практике доказал, что каждый ребенок - художник.

Из энциклопедии Давыдова

КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович

НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович

·  Занимался проблемами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, стремился вызвать у детей ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, а часть самой жизни человека.

·  Создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично и естественно связывает музыку как искусство с музыкой - учебным предметом.

·   В основе его системы наиболее простые и доступные детям формы и жанры музыки («три кита») - песня, танец, марш, опора на которые даёт возможность уже с 1-го класса без особых усилий входить в любую область музыкального искусства, устанавливать многообразные связи музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества.

·  Важнейшая особенность программы Кабалевского - ее тематическое планирование, которое создаёт условия для достижения целостности урока, единства составляющих его элементов, поскольку в основу такого планирования положены не различные виды деятельности, а различные грани музыки как единого целого.

·  Кабалевский считал главным не обучать школьников музыкальной (нотной) грамоте, а формировать музыкальную грамотность детей как способность воспринимать музыку в качестве живого образного искусства; особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между её характером и манерой исполнения и т. д.

·  «Урок пения» преобразовался в «урок музыки»

·  Автор цикла радиопередач «Детям о музыке».

·  разработал целостную программу художественного воспитания, детализованную для различных ступеней образования.

·   Цель программы - формирование многогранных духовных интересов личности средствами искусства, прежде всего изобразительного.

·  Важная особенность программы - ориентация на эмоционально-воспитательный потенциал художественных образов, на гуманитаризацию образования.

·  Формирование художественной культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по искусству, но и с овладением «художественной грамотностью», предполагавшей практические художественные умения и навыки, а также с изучением истории искусств.

·  Академическая основа различных художественных стилей трактовалась как важный элемент базовых знаний по искусству.

·  Школа призвана научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными художественными знаниями и навыками, в том числе для дальнейшего саморазвития.

·  урок «рисования», превратился в урок «изобразительного искусства»

Сравнение программ Неменского и Кабалевского:

Критерии сравнения

Программа Кабалевского

Программа Неменского

Программа

Музыка: 1-8 кл./ Авт. кол. Под рук. Б.Д. Кабалевского

«Изобразительное искусство и художественный труд»: 1-9 кл./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Дрофа, 2000.     

Цель:

Воспитание музыкальной культуры как части культуры духовной.

Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой  части культуры духовной

Задачи:

1. Развитие активного восприятия музыки.

2. Воспитание любви и уважения к музыке.

3. Развитие музыкального вкуса.

4. Развитие способности воспринимать музыку как живое искусство.

1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

2. Развитие художественно-творческой активности.

3. Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.           

Принципы:

1. Связь музыки с жизнью.

2. Тематизм.

3. Единство и целостность.

4. Сходство и различие.

5. Увлечённость.

1. Блоково-тематическое содержание;

2. «От родного порога в мир общечеловеческой культуры»;

3. Повтор и возврат в процессе погружения в искусство;

4. Увлеченность искусством;

5. Синтез искусств.        

Теоретические основы:

1. Музыкально-теоретические воззрения Б.В.Астафьева, Б.Л.Яворского, Н.Я.Брюсовой.

2. Теоретико-педагогические взгляды А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского.

3. Педагогические и научно-методические разработки В.А.Шацкой, М.А.Румер, Н.И.Сац.

1. Педагогические тенденции первых десятилетий ХХ века.

2. Теоретические и научно-педагогические взгляды Э.Б. Ильенкова, С.К. Раппопорта, Н.А.Дмитриевой, Н.Н.Фоминой.

3. Педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского.

Однако, несмотря на все свои достижения и достоинства, программы Кабалевского и Неменского являются программами монохудожественного развития школьников: синтеза искусств в них не происходит, а это значит, что по-настоящему частью современного культурологического образования, основанном на полихудожественном подходе (В.Б. Юсов) они не являются.

Теперь подробно одну из концепций на выбор, я предлагаю Кабалевского.

 (Концепция Д.Б. Кабалевского)

Основные задачи  уроков    музыки    в    общеобразовательной школе — привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения самых различных жанров.

Урок музыки – это  целостный процесс, и необходимо найти такой метод его организации, который помогал бы объединить различные виды музыкальной деятельности школьников в единую систему.

Методы изучения и освоения программы

Методы и приёмы, которые  рекомендуется  использовать  в  программе, тщательно отобраны, проверены. Они направлены на то, чтобы учащиеся заинтересовались, увлеклись музыкой, поняли и усвоили основное содержание изученных произведений.

Важнейшие из них следующие:

1. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к  пройденному материалу. В педагогике этот метод принято называть методом перспективы и ретроспективы. Перспектива связана с задачами предвидения, а ретроспектива — с умением видеть прошлое, ранее

Похожие материалы

Информация о работе