Анализ общекультурного аспекта образовательной области «Обществознание»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Представленное в обязательном минимуме содержание может быть реализовано в отдельном курсе “Экономика” или включено в курсы “Обществознание”, “География”, “Технология”.

В начале каждой дисциплины выжимки из пояснительной записки.

I . Основное общее образование:

История (Примерную программу подготовили л. Н. Алексашкина А. А. Данилов, Г. В. Клокова. )'

Курсы истории России и всеобщей Истории охватывают период с древности до наших дней. В курсах отечественной истории предусматривается включение региональных компонентов, содержательное наполнение которых осуществляется в регионах.

Среди прочих можно выделить следующие цели обучения истории в основной школе (то, что относится к нам):

- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.

При изучении тем из курсов отечественной и всеобщей истории затрагиваются отдельные вопросов истории культуры. Если рассмотреть содержание программы, то можно выделить следующие общекультурные аспекты: (я так понимаю, посередине строки жирным шрифтом – разделы, в которых жирным выделены темы, в рамках которых затрагиваются общекультурные аспекты).

История России

Русь древняя и средневековая (lX-XV вв.) (33 ч)

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования.

Русь в IX - первой половине ХП в. (8 ч) «Повесть временных лет».

Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.

Русь в X/I-X/V вв. культура.

Княжеская власть и. церковь. Монастыри. Сергий Радонежский.

Родной край в древности (территория и население, исторические памятники, культура).

Московское государство в XV в. (8 ч)

Культура и быт в XIV-XV вв. Летописание. Литература. Зодчество. Фрески и иконы. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Родной край в XII-XV вв. (города и ремесла, памятники культуры и быта).

Московское государство в ХVI в. (6 ч)

Культура и быт в XVI в. Книгопечатание. Летописные и повествовательные своды. Итоговое повторение и обобщение (2 ч). Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

История России XVII-XVIII ВВ. (42 ч)

Россия на рубеже XVl-ХVII вв. (4 ч)

Культура и быт в XVll в. Усиление светского характера культуры. Образование. Литература. Зодчество и живопись. Крупнейшие представители духовной и художественной культуры.

Родной край в XVll в. Развитие хозяйства. Быт и культура города и села.

Россия в первой половине XVIII в. (12 ч)

Развитие культуры в Петровскую эпоху. Распространение просвещения, научных знаний. Создание Академии наук. Литература и искусство. Архитектура. Изменения в быту.

Россия во второй половине XVIII в. (12 ч)

Культура и быт во второй половине XV/lJ в. Развитие образования. Становление отечественной науки М. В. Ломоносов. Русские просветители. Архитектура· скульптура, живопись, Музыка; стили и направления: Крупнеишие деятели культуры. Дворцы и усадьбы.

Родной край в XVlII в. Памятники культуры.

Россия в XlX в. (44 ч)

Культура и быт в первой половине Х/Х в. (4 ч) Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература, «золотой век» русской поэзии. Становление русской национальной музыкальной школы. Театр. Живопись. Архитектура.

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Родной край в первой половине Х/Х в. Памятники культуры.

Культура в России во второй половине XIX века. Достижения российских ученых, их в клад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Направления в литературе и искусстве. Реалистическое искусство 9литература. театр, живопись). Деятели российской культуры. Российские меценаты. Культурные достижения народов империи. Вклад в российской культуры XIX века в мировую культуру.

Россия в XX в. (68 ч)

Культура в начале ХХ в. Развитие естественных и общественных наук. Стили и течения в искусстве. «Серебряный век» русской поэзии. Русский авангард. Меценаты. российская культура начала ХХ в. - составная часть мировой культуры.

Советская Россия, СССр в 1920-1930-е гг. (12 ч)

Политика в области культуры. Насаждение коммунистическои идеологии. ЛИквидация неграмотности. Развитие средней и высшей Школы. Положение науки, литературы, искусства: достижения, трудности, противоречия. Идеологические запреты.

Деятельность Н. С. Хрушева. «Оттепель», ее влияние на духовную атмосферу общества. Развитие науки. Использование энергии атома. Начало освоения космоса. Научно-техническая революция. Противоречивость культурной политики.

СССр в середине 6О-х середине 80-х гг. СУДьбы научной и ТВорческой Интеллигенции. Подавление инакомыслия.

Россия в 1990-е гг. (6 ч) Проблема ценностных Ориентаций в РОСсийском обществе.

Всеобщая история

история ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч)

Первобытный мир (4 ч)

Первобытные верования. происхождение искусства.

Древний Восток (20 ч)

Культура Древнего Египта. Религия древних египтян.

Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания древних египтян. Письменность. Чему учили в древнеегипетской школе. Литература и искусство.

Древние государства Передней Азии (6 ч)

Культура народов Передней Азии (мифы и сказания, письменность, Библия, храмы и дворцы).

Древние Индия и Китай (6 ч) Культура древних Индии и Китая. Письменность. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Повторение и обобщение (1 ч). Культурное наследие древневосточных цивилизаций.

Древняя Греция. Эллинизм (18 ч)

Культура Древней Греции. Развитие наук. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура.

Древний Рим (16 ч)

Культура и быт Древнего Рима. Жизнь и быт римлян. Труд и досуг. «Хлеба и зрелищ». Архитектура и скульптура. Римская литература, «золотой век» поэзии. Оракторское искусство. Развитие наук.

История Средних веков

Культура Византии, культура рабов.

Культура стран Европы в XI-XV вв. (5 ч) Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Сословный характер культуры. Быт и праздники. Наука и образование. Появление университетов. Церковные школы. Развитие знаний и церковь.

Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре (архитектура, скульптура, живопись).

Развитие наук и техники. Начало книгопечатания в Европе. Раннее Возрождение (крупнейшие представители и произведения). Гуманизм.

Восток в средние века (4 ч) Культура народов Востока. Культура правителей и культура подданных. Традиционные искусства и ремесла. Архитектура. Литература (поэзия).

Итоговое обобщение (l ч). Средние века в истории.

Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

НОВАЯ ИСТОРИЯ (XVI-XIX ВВ.) (50 ч)

Развитие наук и искусств. Переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. «Земля вертится» (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Развитие физики, математики, географии.

Новые идеалы и ценности в художественной культуре: мир человека. Высокое ВОЗРОЖдение (Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти).

Литература: взгляд на общество и на человека (3. Роттердамский, Ф. Рабле, Т. Мор, В. Шекспир, М. Сервантес).

Век ПросвеlЦения. Развитие естественных наук (И. Ньютон). Французские просветители XVПI в., их идеи (Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро).

Отражение идеалов Просвещения в художественной культуре XVIII в. (литература, живопись, музыка).

Развитие культуры в XIX в. (4 ч) Научные открытия и технические изобретения. «Век пара и электричества». Развитие транспорта и средств связи. Градостроительство. Изменения в быту.

Демократизация образования (всеобщее начальное обучение, техническое образование). Книгоиздание.

Публицистика.

Художественная культура: от романтизма к реализму. Литература (ДЖ. Байрон, В. Гюго, Г. Гейне, О. де Бальзак, Ч. Диккенс). Живопись (Ф. Гойя, Э. Делакруа, r. Курбе, импрессионисты). Музыка (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди). Театр. Рождение кинематографа.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. хх в. (34 ч)

Культура начала хх в. Духовная культура периода смены эпох: предчувствие потрясений и перемен. Отход от критериев и традиций классического искусства. Декаданс. Модерн. Авангардизм.

Культура в 1920-1930-е гг. Достижения в физике, химии, других отраслях науки. Развитие техники (автомобилестроение, авиация, радиотехника). Общество массового потребления, демократизация моды, быта. Многообразие течений в литературе и искусстве. Архитектура (конструктивизм). Дизайн. Тоталитаризм и культура.

Культура зарубежных стран во второй половине хх в. (2 ч) Научно-технический прогресс, его экономические, социальные, экологические последствия. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Расширение культурных контактов и взаимовлияний в мировой культуре.

Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины ХХ в. Элитарная и массовая культура. Кино и телевидение. Рок-музыка. Молодежная культура.

Международные отношения во второй половине ХХ в.

Cледующая дисциплина, входящая в образовательную область «Обществознание», - обществознание.

Здесь изучаются такие разделы, как «Общество», «Человек» и различные сферы общества: экономическая, социальная, политико-правовая и духовная

Похожие материалы

Информация о работе