Современные образовательные технологии в культурологическом образовании

Страницы работы

Содержание работы

34. Современные образовательные технологии в культурологическом образовании.

На примере технологии критического мышления и информационных технологий

Технология критического мышления основана на достижениях со временной педагогики и смежных с ней наук:

— психологии (теории развития интеллекта);

— социологии (коммуникативные навыки);

— герменевтики (интерпретация смысла произведения искусства);

— кибернетики (обучение с прямой и обратной связью).

Применение технологии развития критического мышления на уроках МХК позволяет учителю организовать педагогический процесс на принципах гуманизма.

Это, прежде всего:

— сотрудничество, взаимоуважение, поощрение плюрализма мнений, суждений, оценок;

развитие коммуникативной культуры;

— отказ от шаблонных ответов;

- организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.

На уроках, организованных с применением технологии раз вития критического мышления, запоминание информации не является конечным результатом. Количественные знания служат учащимся основой для анализа, синтеза, оценки и рефлексии. Это позволяет учащимся самостоятельно ориентироваться в стремительно растущем потоке информации.

Результат — расширение кругозора учащихся, приобретение навыков самостоятельной оценки стилей, жанров, направлений искусства.

Исторический анализ развития критического мышления проведен К. Поппером. Он выявил зависимость изменений общественного строя и развития критики. По его мнению, критика берет свое начало в Древней Греции в трудах Сократа и Платона. Условием процветания критики является демократизация общества и информационная свобода, толерантность во взаимоотношениях людей. Информационное общество и роль человека в нем исследовали К. Поппер, А. Швейцер, Д. Коллингвуд, А. Арп, а также российские философы М. С. Каган, М. Эпштейн, В. В. Ким, О. А. Покатило, О. А. Кривцун. Они сходятся во мнении, что обилие информации неизбежно ведет к изменению самого человека, и, прежде всего, его мышления. Понятие информация в образовательной области «Искусство» включает литературный и поэтический текст, произведения живописи и музыки, кинофильмы, радио и телепередачи и т. д.

Ученые В. Штегмайер и Ж. Деррида (герменевтика) выявили ряд проблем, которые препятствуют учащимся проявлять самостоятельность в оценке произведений искусства:

• «двойной стандарт» (учащиеся думают одно, а говорят другое, чтобы получить хорошую отметку);

• «ложный авторитет» (стремление быть как все, боязнь высказать свою точку зрения);

• нежелание прислушаться к критике, бессмысленное заявление (основанное не на понимании, а на репродуктивном заучивании);

• шаблонные, однообразные ответы.

Теория Л. С. Вьтготского, Ж. Пиаже дает основания утверждать, что ребенок может быть сам активным участником учебного процесса и может сам конструировать знания. Теории включает деятельность учителя как организатора учебного процесса и организацию самостоятельной продуктивной деятельности учеников в освоении знаний. В ее основе -принцип сотрудничества. Это выражено в отношениях учитель-ученик, в развитии плюрадизма мнений, суждений, оценок.

В основе образовательной технологии развития критического мышления — трехфазовая структура урока.

1. Вызов — дотекстовая дискуссия: стадия активизации внимания учащихся, использование предыдущих знаний, выяснение пробелов в изучаемой теме, выдвижение гипотезы, мозговой штурм, ключевые слова и т. д. На стадии вызова принимаются все гипотезы, без исправления и оценки со стороны учителя.

2. «Осмысление, размышление» — организация работы с новой информацией — работа в парах (метод взаимного интервью), группах, обсуждение темы, отбор наиболее важного материала, групповая или индивидуальная презентация проделанной работы на уроке в любой форме — графической, устной или письменной. Организация пространства — произвольное деление и класса на группы по 5—б человек. Каждая группа изучает смысловой отрезок текста или весь текст. В результате обсуждения учащиеся могут менять группу, переходить из одной в другую. У доски обычно отвечают лидеры группы, остальные учащиеся помогают им, дополняя ответ с места.

3. Рефлексия — послетекстовая дискуссия, обмен мнениями, переход знаний в личностную сферу, приобретение учащими индивидуально-значимого смысла изучаемого предмета. На стадии организация творческих работ учащихся. Учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу особенностей стиля художника, композитора, певца, приводят аргументы «за» и «против». Если информации, на их взгляд, не достаточно, используют дополнительный материал (в библиотеке, словарях, справочниках и т. д.). Организация рефлексии позволяет осмыслить достоинства художественного произведения. Развитие навыка самостоятельной продуктивной работы с текстом способствует развитию коммуникативной культуры.

Применение компьютерной программы PowerPoint позволяет организовать презентацию и рефлексию учащихся. Текст и иллюстрации к теме располагаются в папке на Рабочем столе компьютера. Учащиеся по заданию учителя в группах по 2 человека изучают предложенный материал и готовят презентации в программе PowerPoint, которую показывают в классе на большом экране. Занятия проходят в компьютерном классе.

Похожие материалы

Информация о работе