Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 25

Вместе с именами людей и названиями местностей в тексте могут упоминаться и незнакомые предметы или обычаи. Когда Иисус сказал, что людям не следует наливать новое вино в старые сосуды, это относилось к винным мехам. Если вы найдете в библейском справочнике материал о винных сосудах или мехах, то легко становится понятным. И опять же можем столкнуться в тексте с таким понятием, как римский “центурион”. И возможно, очень важно понять, какого рода властью обладал человек, имеющий такую военную должность. Библейский справочник может снабдить нас подробными деталями и часто подает интересную точку зрения, которую можно развить дальше.

Писания – это не свод неопределенных принципов или даже золотых правил. По большей части, они рассказывают о людях, самым главным стремлением которых было жить и уцелеть. Многие из этих людей практиковали свою веру в присутствии Божьем. Реальные люди жили в реальном месте, и слова вытекающие из их жизненного опыта были важны для дальнейших поколений и продолжают жить в нас. Делая первый шаг процесса эгзегезы, мы хотели бы выяснить как можно больше об окружающей обстановке, в которой эти слова были написаны.

Контекст

Самым простым правилом интерпретации любой литературы является правило, диктующее нам вопрос: “каков контекст?”. Если выдергивать предложения из контекста, то весь смысл их может быть потерян или искажен. Например, в Библии говорится, “нет Бога” (Пс.13:1). В контексте же, конечно, читаем “сказал безумец в сердце своем: “нет Бога.” Итак второй важный шаг в процессе эгзегезы – это выявить, каким образом контекст толкует и проливает свет на содержание изучаемого отрывка.

Непосредственный контекст

После выяснения места и времени событий, описываемых в отрывке, хорошо прочитать всю главу, в которой находится этот отрывок. Затем прочитайте предыдущую и последующую главы. Если мы вообще знакомы с Библией или рассказами из Библии, то это может доставить нам большое удовольствие. При чтении притчи о блудном сыне в Лк.15 мы неожиданно обнаруживаем, что в этой главе есть еще две истории о счастливой “находке”. Пастух находит затерявшуюся овцу, а женщина – потерянную монету. Эти истории как бы предвосхищают радость отца, с радостью принимающего сына дома. Теперь внимание сосредотачивается на старшем сыне, единственном герое во всей главе, который не выражает особой радости.

При изучении непосредственного контекста первое, что нас волнует, - это понять текст в целом. Вписывается ли в контекст трех глав содержание данного отрывка при первом чтении? Есть ли какие-нибудь неожиданности в контексте? Каково настроение всего отрывка? Заставляет ли он задуматься или---------? Не кажется ли несвязным единой мыслью? Бывает иногда так, что контекст не делает достаточную подсказку, особенно тогда, когда автор обращается к новой мысли в изучаемом отрывке.

Контекст и слова

Чтобы постичь смысл слов, необходимо знать, как их следует понимать. При кажущейся очевидности действительное значение слов в Писаниях не всегда “явно”. Что это означает, что мы “оправданы” или что должны быть “святы”? Что означают “освящение” или “воскресение” в разбираемых стихах? Часто слова могут иметь одно или несколько разных значений. Все зависит от контекста. И вовсе не исключено, что в развитии темы автор может использовать определенное слово снова и снова. В одном предложении слово появляется в основном своем значении. Затем автор использует его вновь в особом случае, где оно приобретает больше оттенка и характера. И наконец, он использует его еще раз в изучаемом нами стихе. При изучении контекста мы можем заметить, что использование слова в ходе всего повествования и различные оттенки его значения придают особый стиль отрывку.

Определение и сопоставительный анализ исторической обстановки