Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 15

На занятиях по изучению Библии где-нибудь в бедных районах Центральной Америки люди могут, например, читать Евангелие от Луки. Когда они доходят до истории о добром самарянине, учитель спрашивает: “На кого из героев этой истории вы больше всего похожи?” Если бы дело происходило в Северной Америке, то могли бы найтись люди, которые сравнили бы себя со священником, левитом или, возможно, с добрым самарянином. Смысл притчи для нас заключается в том, что следует быть добрым к людям, которые оказались в нужде. Однако бедняки в Центральной Америке могут сравнить себя с избитым и ограбленным путником. Они могут сказать по этому поводу, что в их стране их грабят и преступники и те, кто использует их труд, но платит слишком мало, и им нечем кормить детей. Для них, возможно, смысл притчи заключается в вопросе, поможет ли кто-нибудь. Религиозные представители проходят стороной. Может быть, революционеры помогут нам? Действительно ли они являются добрыми самарянами? И отсюда обсуждение продолжается дальше.

Независимо от того, какой взят отрывок из Писаний, возникает вопрос, с кем же вы себя отождествляете. Из Псалмов ли отрывок, из Пророков, Евангелий или Посланий, бедные всегда найдут в них то, что относится к его мучительному положению. Да, возможно, они найдут намного больше, что относится к их тяжелому ситуации, чем  христиане, живущие в удобстве и достатке. Североамериканские христиане, которые хотели бы взглянуть по-новому на Библию, могут представить себя  крестьянами из Центральной Америки и, используя эту возможность, выявить героев и ценности, о которых повествуют Писания. Для группы по изучению Библии может быть полезным следующее упражнение: рассмотреть данный отрывок с точки зрения богатого и бедного и сопоставить разные варианты полученных интерпретаций.

Метод решения проблемы

Другой метод, разработанный  сторонниками освободительной теологии  для изучения Писаний, называется методом решения проблем. То есть,  после чтения отрывка из Писаний следует вопрос: “В чем здесь проблема?” Любой из псалмов можно прочесть и проанализировать с большой пользой, руководствуясь этим вопросом. Точно также можно задать вопросы такого типа к отрывкам из Евангелий и Посланий. В каком-то случае проблема будет формулироваться как проблема взаимоотношений. В другой раз она может быть определена как проблема поведения отдельной личности. Но, как в силу своих взглядов считают сторонники освободительной теологии, Библия намного больше говорит о социальных проблемах, чем просто  человеческих проблемах. С точки зрения бедного весь Ветхий Завет – это сокровищница, которая  раскрывается перед нами. Закон Божий рассматривается как закон, обращенный к реальным проблемам бедных людей. Точно также пророки рассказывают о том, что Бог делает, чтобы разрешить проблемы несправедливости, угнетения и эксплуатации. В своем осуждении фарисеев Иисус говорит о лицемерии, которое бедняки во многом испытали на себе.

Как только люди смогли выявить проблемы, затронутые в Писаниях, они могут связать их с действительностью. С этого момента и далее становится относительно легко увидеть, как Бог постепенно разрешал эти проблемы. Мы видим и то, что Бог совершил в ходе истории, и то, что мы сами можем предпринять. По мере того, как люди постигают смысл послания Библии, мы все больше доходим до сердец людей в надежде, что Бог будет действовать через них и остальных людей, помогая разрешать проблемы, которые они видят в окружающем обществе.

Практический метод

Практика – это такой  момент, когда познание и действие проявляются в единстве. Сторонники освободительной теологии обнаружили , что следуют наказам Святого Иакова, который писал, что мы должны быть исполнителями слова, а не только слушателями его (Иак.1:22). На самом деле, некоторые заходят так далеко, что полагают, будто хорошие дела должны предшествовать чтению. Только после достаточной практики веры мы можем правильно понять, что же мы совершили. Независимо от последовательности обучение обязательно должно подкрепляться действием, а действию требуется осмысление, чтобы люди могли научиться на пройденном опыте, на том, что они сделали и что оставили несделанным.