Свобода и нравственное развитие личности, страница 6

Возможность экономической свободы (материальная независимость)  у молодежи стоит на первом месте. Символ экономической свободы — денежная единица и, соответственно, что для 55,0% -- высокий денежный доход --показатель  экономической свободы. При наличии денег в качестве средства и материальной независимости в качестве цели, молодые люди считают, что они могут проявить себя, свои способности (51,0%).

Показательно и сопоставление данных по полу.

Для юношей приоритетным считается высокий денежный доход (62,4%). Экономическая свобода и возможность применять свои способности следующие за этим возможности отметили равное количество респондентов-- 53,9% и 53,2%.  Ценностная шкала девушек несколько отлична: материальная независимость как  перспектива дальнейшего выбора является приоритетной для 63,4 % девушек  и, вновь, следующие возможности, как то “широкий круг общения” и “высокий денежный эквивалент” указали равное количество опрошенных :  50,9% и 50,3%. Возможность “применять свои способности” интересна для  49,6%, что соответствует  4 месту из  21 возможных. В то же время, как видно из исследования именно девушки с большей ответственностью относятся к тому, чтобы раскрыть свои способности во время учебного процесса (см. таб.) . Вероятно, для них практическое применение своих способностей не является определяющим для получения материальной независимости. Скорее всего здесь видна направленность девушек на брак, и он и является реальной возможностью экономически “состояться” для них. На это указывает и то, что “широкий круг общения” дает такой шанс. Здесь прослеживается, скорее всего, традиция патриархальности. Вероятно, что недоверие к самоценности образовательного уровня указывает лишний раз на восприятие своего образования девушками в прикладном смысле.  Впрочем и для молодых людей подлинно гуманные и гражданские цели —- не на первых местах. Мотивировка данных приоритетов — во власти нравственных норм современного общества, которые так же проблематичны по своей сущности и вряд ли соответствуют в достаточной мере требованиям цивилизованного общества.

Подлинно гражданскую направленность заявляют лишь двое из десяти опрошенных (приносить пользу людям) и только каждый 20-й задумывается о высших идеалах...  Так каков же социокультурный уровень личности? Ребят учат быть умелыми, практичными, учат выживать, но увы! — научить быть мудрыми, добрыми и справедливыми — намного сложнее.

И так, выбор дальнейшего образования, чаще всего лишь средство для достижения прагматических устремлений. Подтверждением тому  служит, что на вопрос: “Что в основном влияет на осуществление твоих жизненных планов?”  учащиеся отводят уровню образования лишь четвертое место.  Важным (55,1%) полагает молодежь уровень профессиональной подготовленности. Существенно, что семь человек из десяти надеются на себя, свою инициативу. Но, 61,5%! молодежи, тем не менее, уповают на случай. Учитывая  нестабильность современности, алогичность происходящего, все же думается, что за этой цифрой стоит ещё и незрелость выпускников в плане мышления. То, что почти 90% выпускников указывает на важность образования и только 47,9% полагают, что оно является залогом успеха дальнейшей самореализации говорит, что приоритет знания для молодежи имеет формальное, аппликативное значение и обнаруживает серьезную проблему в практической ценности знания. Выпускники не умеют применять знания в действительности, можно говорить о разрыве формы и сущности образовательного процесса. Количественная сторона, информированность, превалирует над качественным знанием. Этот разрыв - также следствие восприятия учащихся в качестве объекта образования, пассивной воспринимающей “tabula rasa”.

Заключение