Свобода и нравственное развитие личности, страница 5

У основной массы учащихся она занимает в шкале целей 4-ю позицию из 10-ти возможных.. Те, кто учатся на “отлично” предпочтение отдают наличию хорошей квартиры (56,9%), и интересующая нас позиция занимает 5-е место.  Для “троечников” возможность самому решать как жить, является наиболее существенной после выбора “работы по душе”. Как это понять? Дело в том, что для “отличников”, 84,9% из которых предполагают дальнейшую учебу как форму самореализации, проблема “самому решать, как жить” таковой не является. Они уже реализуют эту свободу. Для комфортно чувствующих себя в учебе молодых людей (72,2%) сам процесс образования является стихией самовыражения, он не противоречит их природе, следовательно учащиеся свободны в этом процессе, гармоничны в данной социальной заданности с нормами общества. Что касается слабо успевающих, то здесь молодые люди видят в учебе только внешнюю необходимость, поэтому и желание “самому решать, как жить” для них — ближайшая цель и условием её достижения является смена поля возможности, т.е. в данном случае “работа по душе”. Таким образом, можно сделать вывод, что “поле возможности” должно быть для учащихся дано как реальная возможность проявить себя, не дожидаясь будущего. Практическая возможность профессиональной ориентации аппликативно должна дублировать учебный процесс. Производство -— как альтернатива теоретической способности самовыражения в рамках образовательной системы. Это важно как для тех, кто не реализует себя в учебной деятельности, так и для тех, кто чувствуя себя комфортно в учебе, смог  бы реализовать свои практические возможности, в качестве дополнительного навыка. В этом случае учитывается ещё и этическая сторона образовательной стратегии: возможность осуществиться в зависимости от индивидуальной особенности природы человека, реальная перспектива выбора с учетом этих особенностей.

Определяя в выборе ту или иную цель, молодые люди проявляют свою нравственную природу. И здесь интересно проанализировать, каковы их ценностные ориентации, что стоит за этой целью? Конечно же высокий процент ориентации на ВУЗ внушает оптимизм. Но что стоит за этим выбором? Действительно дальнейшее самосовершенствование, получение знаний? Или же это цель только по форме,  а в сущности является средством для иных высот и если да, то каких?         Посмотрим таблицу:

Распределение ответов на вопрос: ”Какие важные для тебя возможности открывает твой выбор дальнейшей сферы деятельности?”

            приоритеты

юн.

ранг

дев.

ранг

общ.

ранг

¨  высокий денежный доход

62,4

1

50,3

3

55,1

2

¨  применять свои способности

53,9

2

49,6

4

51,2

3

¨  материальная независимость

53,2

3

63,4

1

59,3

1

¨  сделать карьеру

42,9

4

46,7

5

49,9

4

¨  быть самост. в работе

35,0

5

32,0

7

35,0

6

¨  работать творчески

24,5

6

27,8

8

24,5

8

¨  общение с людьми

23,7

7

50,9

2

40,1

5

¨  поездки за границу

23,7

7

34,2

6

30,3

7