Свобода и нравственное развитие личности, страница 3

Что это значит? До момента совершеннолетия человек , формально (и по существу — в действующей системе образования) является объектом общественных отношений. Его выбор детерминирован всей совокупностью социальных институтов: семьей, воспитательными общественными организациями, а так же нормами формального и неформального окружения. Возникает проблема: каким образом и в какой мере формируется в человеке его способность стать к определенному моменту свободной личностью, возможен ли вообще, по существу, скачок из области несвободы (внешней детерминированности) в сферу свободного выбора? Более того, с момента вступления в общество в качестве субъекта отношений, как только человек проявляет себя как свободная личность, выступает и мера этой социальной свободы — ответственность.

Можно заметить следующее:  вопрос о свободе возникает не в повседневности, не как практическое условие деятельности. О свободе говорят с этическим, моральным пафосом. Иногда — в конъюнктурных, прагматических и эгоистичных целях, имея в виду удовлетворение собственных амбиций. И, очень актуальной проблема свободы становится, когда вопрос встает об её ограничении, как мере ответственности ("от-меренная" свобода). Актуальность и практическая значимость вопроса ответственности вряд ли будет кто-либо оспаривать. Отношения в обществе невозможно себе представить без ответственности каждого человека за свое поведение. Перед другими людьми и обществом в целом человек несет ответственность за каждый свой шаг — ответственность нравственную и правовую, духовную и материальную, индивидуальную и коллективную. Там, где есть право действовать, неизбежна и ответственность за совершаемый поступок.

Ответственность (нравственный долг) — это нерв общественных отношений. Именно через механизм ответственности общество контролирует поведение отдельных людей, коллективов, социальных групп. Мера и характер ответственности дают человеку представление о характере и мере его инициативы, воспитывают человека, формируют у него активное или пассивное, творческое или равнодушное отношение к действительности. Теряя чувство ответственности , человек как бы выпадает из общества, утрачивает важнейшие нити, связывающие его с людьми[2].

Однако ответственность — это обратная сторона свободы. Там, где нет выбора, возможности поступить иначе, в соответствии с моральной сущностью человека, в согласии с его природой, там не может быть ответственности за совершенный поступок. Когда объективные условия однозначны и не оставляют человеку места для собственного решения,  тогда вся вина должна быть перенесена с человека на условия; такой человек не ответственен, и само требование отвечать за независящие от него, чуждые, обстоятельства, такое требование -— аморально по своей сути. Возможность выбора для субъекта деятельности реальна только в обществе, основанном на принципе свободы, т.е. — в моральном обществе. Если выбор человека полностью детерминирован внешней необходимостью, тем более, если эта необходимость чужда природе и ценностям человека (субъекта  деятельности), ни о какой свободной деятельности говорить не приходится.

Потребности, интересы, цели, ценности, установки, мотивы — те социально обусловленные нравственными устоями общества предпосылки, которые лежат в основе формирования воли человека, побуждают его к действию и придают его деятельности целесообразную направленность.

Детерминированность воли  означает, что от человека не зависит, какие цели он себе ставит и какими мотивами он руководствуется, но это определяется только объективными  психологическими, биологическими, социальными и иными причинами.