Толерантность в структуре самоотношения в подростковом возрасте. Особенности самоотношения у подростков

Страницы работы

53 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

случайно, так как часто социализацию связывают с общим развитием и становлением   личности.    «Социализация   -   это   двусторонний   процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных отношений; с другой стороны,  процесс  активного воспроизводства  системы  социальных связей индивидом за счет активной деятельности,  активного включения в социальную среду». Уровень развития личности соотносится со степенью ее социализированности. Следовательно, критерии зрелости личности представляют критериями социализации. Критерии зрелости подразделяют на две группы.  Критерии первой группы составляют психологический пласт личности   -   это   субъективные   критерии,    отражающие   меру   глубины интериоризации норм. Вторая группа - объективные критерии, в которых  проявляется способность личности реализовывать нормы, воспроизводить и передавать их. Это группа составляет социально-психологический пласт. Иначе говоря, субъективные показатели характеризуют личность в ее индивидуальном преломлении, в том числе ее субъективную гармоничность и адаптированность в   социуме, субъективную   успешность,   и   как   итог   -   эмоциональное благополучие. Объективные показатели дают представления об объективном благополучии и мере успешности личности в обществе.

Процесс социализации в юношеском возрасте может быть рассмотрен с позиции теории отношений. Под «теорией отношений понимают систему индивидуальных, сознательных связей личности с объективной действительностью, отражающую историю жизненного пути человека, его личный опыт. Отношение всегда структурно и включает эмоциональные переживания, через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения и убежденность». Структура отношений не стационарна, на протяжении жизненного пути человека она претерпевает существенные изменения [25,c.31].

В психологии под отношением понимается психологическая связь человека с окружающим его миром людей и вещей; психологические отношения - система индивидуальных, избирательных, социальных связей личности с различными сторонами объективной действительности; отношения отражают потребности, чувства, интересы, убеждения, волю, мотивы. По мнению В.Н.Мясищева, «многообразие отношений личности требует выделение в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих  ее направленность». «Отношение как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» объясняет направленность будущего поведения личности. Когда речь заходит о направленности или доминировании, надо учитывать отношение человека к людям, отношение его к себе, отношение к предметам внешнего мира. Категория отношений к людям является решающей и определяющей и носит характер взаимоотношений.

Взросление сопровождается потребностью разобраться в себе, происходит формирование собственных взглядов и отношений и вместе с тем возрастает независимость от мнений родителей и учителей. В подростковом возрасте обостряется предчувствие «взрослой жизни», причем подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, но и хочет, чтобы признавали его оригинальность и индивидуальность. Стремление к роли взрослого «наталкивается» на отсутствие реальных умений и навыков для ее исполнения. Поэтому такое несоответствие часто приводит к конфликту с внешним миром.

Примечательно, что стремление к самостоятельности не исключает потребности общения со взрослыми. По данным исследований 2/3 подростков указали на актуальность общения со взрослыми. Это объясняется тем, что в ранней юности наиболее волнующими проблемами являются проблемы самосознания и самоопределения. В этот возрастной период с родителями обсуждают жизненные перспективы, главным образом, профессиональные. Жизненные планы обсуждаются и с учителями, и со знакомыми взрослыми, чье мнение для них важно [29,c.104].

Хотелось бы подчеркнуть, что понимание сущности образования, которое ранее сводилось лишь к формированию систематизированных знаний, умений, навыков, за последние десятилетия значительно расширилось. Современное образование, как общее, так и профессиональное, ориентировано на формирование   развитой   личности,   которое   включает   в   себя   не   только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование мировоззрения, стремлений, убеждений, воли, чувств и т.д. Исходя из этой позиции, мы вправе говорить о гуманизации образования. Гуманистическая парадигма образования исходит из необходимости развития человеческой особенности - самостоятельно строить и совершенствовать свою жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Анализируя особенности подросткового возраста, мы отмечаем

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
256 Kb
Скачали:
0