Самоотношение в подростковом возрасте. Понятие, структура, формирование.Становление самоотношения в подростковом возрасте

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Новосибирский Государственный Педагогический Университет

Факультет ИЕСЭН

Кафедра анатомии и физиологии человека

Толерантность в структуре самоотношения в  подростковом  возрасте

Курсовая работа

Выполнила: Копьева Анна

Куратор:

Проверил:

Новосибирск 2012

Содержание

Введение………..…………………………………………………..……....…......3

 Глава 1. Самоотношение  в подростковом возрасте…………….……....……..5

1.1.  Самоотношение: понятие, структура, формирование…………….……...7

1.2.  Становление самоотношения в подростковом возрасте…………....…..10

1.3.  Особенности самоотношения у подростков………….............................13

Выводы………………………………………………………………..…………19

Глава 2.  Толерантность подростков и связь толерантности с самоотношением ………………………….………………………….……..…...20

2.1.Особенности формирования установок толерантного сознания    в  подростковом возрасте……………………..…............................................27

2.2. Особенности формирования установок толерантного сознания в структуре самоотношения в подростковом возрасте …………….….......27

Выводы…………………………………………………………………….……..34

Глава 3. Исследование связи толерантности в структуре  самоотношения в подростковом возрасте………………………………………..………….……..35

3.1.Основные положения исследования  связи толерантности и отношения к себе в подростковом возрасте…….……..............................................……35

3.2. Исследование толерантности и отношения к себе в подростковом возрасте………...……..…………………………………….…….................38

3.3. Исследование самоотношения в подростковом возрасте………………...41

3.4. Выявление связи толерантности и отношения к себе в подростковом возрасте……………………………………………………………………...43

 Выводы…………………………………………………….…………………….46

Заключение…………………………..……………………………............…….47

Библиографический список………………….………………………...............51

Введение

Актуальность. Самоотношения в подростковом возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания (Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, И. И. Чеснокова и др.) сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий: с одной стороны подросток воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения (Т. В. Рябова). Кроме того актуальность проблемы самоотношения объяснена еще и тем, что ранее выработанная подростком система оценочных суждений в свой адрес, и в адрес "других", сложившееся эмоционально-ценностное отношение к собственному "Я" (главным образом, через отношение к нему родителей), начинает подвергаться влиянию оценочных суждений сверстников, выступающих на данном возрастном этапе значимой референтной группой. Создающееся внутриличностное противоречие в оценке себя и "других", ценностях, интересах имеет свое проявление в поведении, отражающее наличие той или иной личностно значимой проблемы.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. «Толерантность усугубляет человеческую коммуникацию и расширяет возможности для достижения согласия в обществе».

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами демократического и правового государства, рыночной экономики. Образовательная политика отражает общенациональные интересы, учитывает общие тенденции мирового развития. Очевидно, что на сегодняшний день потребность современного общества в формировании толерантности и толерантных отношений нельзя переоценить.

В настоящее время, подрастающее поколение испытывает на себе множество отрицательных последствий социального расслоения общества. В отношениях между подростками усиливается эгоизм, происходит конфессиональная дифференциация. В связи с этим на первый план выдвигается потребность развития культуры толерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. Реализация педагогики толерантности в образовательном процессе является средством подготовки нового поколения к гармоничному общению.

В современном российском обществе на данный момент не существует единого государственного и общественного мнения относительно толерантности в структуре самоотношения подростков. Причиной такого положения дел является некая малоизученность вопроса, связанная с этической, культурной, политической его стороной.

Новизна исследования заключается в  выявлении существования  связи толерантности подростка со структурными компонентами самоотношения, так как описание подобной взаимосвязи в изученных источниках найдено не было.

Объект  исследования  самоотношение  в подростковом возрасте.

Предмет исследования: содержание толерантности  в структуре самоотношение  в подростковом возрасте.

На основании теоретического анализа работ, посвященных данной проблематике, можно выдвинуть гипотезу: толерантность в подростковом возрасте взаимосвязана с самоотношением к себе, а именно:

1) Чем выше уровень самоотношения подростка – внутренние чувство «за» самого себя, самопринятия, тем выше толерантность и эмпатия у подростка, способность принятия других людей такими какие они есть, терпимость их недостатков и т.д.

2) Чем выше самопринятие и самооценка подростка, чем выше доверие

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
627 Kb
Скачали:
0