4-я и 5-я республики во Франции. Конституция 1946 г. и Конституция 1958 г. Движение сопротивления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

торжественно подтверждались принципы, лежащие в основе буржуазного общества и государства.

По форме правления Франция объявлялась парламентарной республикой. Парламент состоял из двух палат: национального собрания и совета республики. Конституция установила, что национальное собрание является единственным законодательным органом страны (ст. 13). Совет республики был наделен лишь Лунтшиями.   Национальное   собрание   должно было избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права  при тайном  голосовании;   совет республики избирался косвенными выборами.   Срок полномочий собрания был определен в пять лет; совет избирался на шесть лет, причем его состав обновлялся наполовину каждые три года.

К числу важнейших полномочий национального собрания относилось обсуждение законопроектов и проекта бюджета: без согласия собрания не могла быть объявлена война.

В соответствии с конституцией (ст. 20) принятый собранием законопроект рассматривался затем советом республики. Свое заключение по нему совет представлял в двухмесячный срок. Если заключение не соответствовало тексту законопроекта, принятого национальным собранием, последнее рассматривало проект закона во втором чтении. Оно выносило решение только по поводу поправок, предложенных советом республики, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае полного или частичного отклонения поправок проводилось окончательное утверждение законопроекта. Для этого требовалось абсолютное большинство голосов членов национального собрания, если в совете республики голосование проекта в целом было проведено при этих же условиях.

Новая конституция предоставила национальному собранию относительно большие возможности в области контроля за деятельностью правительства. Собрание абсолютным большинством голосов утверждало или отклоняло состав вновь сформированного правительства. Несогласие большинства депутатов собрания с политикой совета министров могло повлечь уход последнего в отставку. Для этого необходимо было принятие абсолютным большинством депутатов так называемой резолюции порицания (ст. 50). Отставка правительства делалась также неизбежной, если абсолютное большинство голосов было подано против законопроекта или резолюции, с которой правительство связывало свое дальнейшее пребывание у власти.

Представителем высшей государственной власти конституция провозгласила президента республики. Президент избирался на совместном заседании обеих палат сроком на семь лет и мог быть переизбран. Президент назначал членов государственного совета, послов, префектов, а также других высших военных и гражданских чиновников. Он подписывал и ратифицировал международные договоры. Каждый акт президента должен был быть скреплен подписью председателя Совета министров и одного из министров. Тем самым президент в своих действиях ставился в зависимость от правительства.

Конституция фактически оставила незыблемой прежнюю систему строгого контроля и надзора правительства за деятельностью учреждений местного самоуправления (генеральные советы в департаментах, муниципальные советы в коммунах). Назначаемый президентом префект продолжал оставаться подлинным хозяином в департаменте. Он сохранил право приостанавливать и опротестовывать все важнейшие решения генерального совета. От него фактически зависело претворение в жизнь решений, вынесенных органами местного самоуправления

Похожие материалы

Информация о работе