Афинское государство и право V—IV вв, до н, э. Общественный и государственный строй

Страницы работы

Фрагмент текста работы

рабовладельческого класса (владельцы мастерских, рудников, судовладельцы, купцы, ростовщики и т.п.) — с другой. Вместе с тем среди свободных различались полноправные граждане и ограниченные в правах метэки  (иностранцы). Частная собственность в Афинах с V—IV вв. до н. э. получила значительное развитие. Однако она еще носит на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности.

Частная собственность рассматривалась как предоставленная государством. Недаром архонт ежегодно при вступлении в должность заявлял, что он сохраняет за каждым гражданином ту собственность, которая ему принадлежит. Недаром земельные владения в Аттике продолжали именоваться и рассматриваться как kleros — жребий, что отражало давно уже отошедшие в прошлое общинные порядки, а колонисты, получавшие земли за пределами   государства,   именовались   клерухами.  Рабский   труд в Афинах широко применялся   не только для домашних услуг и в сельском хозяйстве, но и в промышленности.   Рабы  трудились  в  мастерских,  изготовлявших  продукцию для продажи на рынке,  нередко для  вывоза  за границу.  Они работали в рудниках,  каменоломнях,  в  самых  различных  отраслях  народного   хозяйства.    Существовали   рабы, которые жили  отдельно от своих господ и,  занимаясь  ремеслом, платили своим хозяевам лишь определенный оброк.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОЙ

Важнейшими органами государственной власти в Афинах были: а) совет-булэ, б) народное собрание и в) выборные должностные лица — стратеги, архонты и др. В законодательстве и контроле управления некоторое участие  принимали также:  а)   ареопаг  (до реформы 462 г.)  и б)  гелиэя.

Совет-булэ. Совет-булэ состоял из 500 членов — булевтов. Избирались они жребием по 50 от каждой филы из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Лица, избранные в булевты, подвергались в совете предыдущего созыва проверке— докимасии, которая должна была выявить образ жизни и поведение избранного, а также его право на занятие должности. В компетенцию совета входили, во-первых, подготовка и предварительное обсуждение -дел, поступавших на рассмотрение народного собрания, во-вторых, заведование текущими делами во всех отраслях государственного управления. Это был высший правительственный и административный орган Афинского государства. По делам, которые должны были поступить на рассмотрение народного собрания, совет намечал предварительное решение, которое предлагалось затем народному собранию, — так называемая пробулевма. Без предварительного рассмотрения дела советом народное собрание не могло выносить своих решений. На совет возлагалось также приведение в исполнение постановлений народного собрания. Он должен был строго придерживаться указаний народного собрания, но нередко народное собрание оставляло широкое поле для самостоятельной деятельности совета, а иногда возлагало даже на него не ограниченные полномочия.            Совету принадлежали значительные права в области финансового управления. Он определял- источники государственных доходов, ведал всеми поступлениями в государственную казну, взыскивал государственные долги, продавал конфискованные имущества, распределял пособия в пользу граждан и т. д.

Народное собрание. В народном собрании участвовали лишь полноправные   граждане  Афин.   Рабы   и   метэки  политических  прав   не    имели.   Не    пользовались    политическими    правами также женщины. Афинская демократия была, таким  образом,  демократией   для   меньшинства   населения.   Нужно   заметить также,   что   фактически   посещать   народное   собрание   могли лишь жители Афин и близлежащих селений, а отнюдь не все граждане государства. К тому же участие в народном собрании было   затруднительно   для крестьянина,   который   должен был для  этого отрываться  на целый   день   от   производительного   труда.   Обычно    в    народном    собрании    присутствовало лишь незначительное меньшинство жителей   города Афин. Компетенция народного собрания была весьма обширной. Она возросла вместе с демократизацией афинского строя, происшедшей после греко-персидских войн. Народное собрание было не только законодательным органом, оно осуществляло также разнообразные функции управления и суда. Оно же избирало должностных лиц. Помимо законодательства и управления в компетенцию народного собрания входило также участие в осуществлении судебной власти. В V веке народное собрание само рассматривало лишь дела о наиболее

Похожие материалы

Информация о работе