Необходимость и сущность финансов. Три основных признака, действующих в совокупности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Государственный кредит, его сущность и роль в финансовой системе.

Гос.кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и физ. и юр.лиц с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Характеристики гос.кредита:

1) носит добровольный характер;

2) срочность;

3) возвратность;

4) платность;

5) обеспеченность (имущество государства, находящееся в его собственности);

6) нецелевой характер.

Функции гос.кредита:

1) распределительная, именно распределение фин.ресурсов, налогового бремени между поколениями;

2) регулирующая (регулирование денежного обращения);

3) контроль.

РФ в роли заемщика

Гос.заимствование  РФ – это займы, привлекаемые от физ и юр.лиц иностранных государств, международных финанс.организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, как Заемщика или Гаранта погашения займов др. заемщиками.

Гос.заимствование подразделяется на внутренние и внешние.

Краткосрочные долговые обязательства (до 1 года)

Среднесрочные (от 1 до 5 лет)

Долгосрочные (до 30 лет)

РФ, как Кредитор

Выступая, как Кредитор, РФ предоставляет кредиты, как внутренние, так и внешние.

Внутренние – выдаются бюджетным учреждениям, юр.лицам, органам исполнительной власти нижестоящих бюджетов, при этом бюджетные кредиты предоставляются на возвратной и возмездной основе.

Внешние – иностранным государствам, юр.дицам и международным финансовым организациям.

Гос.кредит входит в состав фин.системы. Фин.система – это совокупность различных сфер и звеньев фин.отношений, взаимосвязанных между собой. Как экономическая категория гос.кредит совмещает особенности таких фин.категорий, как финансы и кредит. Как звено фин.системы, гос.кредит обслуживает формирование централизованных фондов государства.

В настоящее время РФ выступает и в качестве кредиторм и в качестве заемщика. Несмотря на то, что фед.бюджет исполняется со значительным профицитом, Россия прибегает к внешним и внутренним займам. В то же время РФ является крупнейшим кредитором.

3. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.

Финансы выполняют 3 осн.фунции:

1) распределительная – связана с распределением ВВП и его осн.части НД. Включает  2 этапа:

1. Первичное распределение НД по месту его создания, т.е. в сфере материального производства. В результате  первичного распределения формируются первичные доходы, сумма которых равна НД.

2. Перераспределение с использованием таких инструментов, как налог, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные фонды, т.е. бюджеты всех уровней бюджетной смстемы и бюджеты гос.внебюджетных фондов (ВБФ). Перераспределение НД происходит в интересах развития экономики страны в целом. Перераспределение происходит между производственной и непроизводственной сферой, между отдельными регионами страны, между соц.слоями населения.

2) контрольная – проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и распределением их по целевому назначению Фин.контроль охватывает производственную и непроизводственную сферу. Проявляется:

1. при разработке программ, смет, бюджета;

2. при использовании ден.фондов и исполнении программ, смет;

3. в процессе проведения итогов.

Контрольная функция реализуется через:

1. фин.контроль в отдельных организациях;

2. финансово-бюджетный контроль;

3. кредитно-банковский контроль.

3) регулирующая – имея такой фин.рычаг, как распределение ден.средств и управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного  экономического процесса. Сущность регулирующей функции – в воздействии государства через фин.инструменты на экономическую сферу. Способы воздействия: цены, тарифы, налоги, пошлины.

Расширенное воспроизводство – это непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и основной его части – НД.

Финансы выступают, как экономический инструмент хозяйствования, количественно и качественно влияющий на процессы производства. Количественное воздействие определяется объемом, мобилизуемых и распределяемых фин.ресурсов. Качественное влияние осуществляется ч/з организации фин.отношений.

Направления фин.воздействия на процессы общественного развития:

1) фин.обеспечение, потребности расширенного воспроизводства;

2) фин.регулирование экономических и социальных процессов;

3) фин.стимулирование результатов деятельности.

Фин.обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет фин.ресурсов, аккумулируемых хозяйств.субъектами и государством.

Формы фин.обеспечения воспроизводственных затрат:

1) самофинансирование – основано на использовании собст.фин.ресурсов субъектов хозяйствования;

2) кредитование – расходы субъектов покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на условиях срочности, платности, возвратности;

3) бюдж.финансирование – производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов гос. ВБФ.

4. Расходы государства на социальные цели и источники их финансирования.

Бюджетное финансирование – система предоставления ден.средств бюджета получателем на проведение мероприятий, предусмотренных законом о бюджете на очередной год на безвозвратной и безвозмездной основе.

Общие источники финансирования соц.целей:

- бюджетные средства;

- средства ВБФ;

- средства дом.хозяйств;

- средства организаций.

Расходы бюджета на здравоохранение:

- за счет фед.бюджета финансируются крупнейшие мед.центры, больницы фед.значения, научные учреждения, ведомственные мед.учреждения;

- из регион.бюджетов финансируются: республиканские, областные, краевые, мед.учреждения и противоэпидемиологические мероприятия;

- из местных бюджетов: больницы, поликлиники, амбулатории, фельдшерские пункты.

Расходы на образование и культуру:

- из фед.бюджета: высшие образования;

- из регион.бюджетов: средне-профессиональные и часть начально-профессионального;

- из местных бюджетов: дошкольные учреждения, учреждения общего образования, часть начального среднего образования.

Особенность финансирования объектов культуры является то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов, поступающих в результате их коммерческой деятельности.

Расходы на социальную политику

Соц.политика – политка государства по отношению к формированию уровня жизни населения и оказания ему различных соц.услуг.

Расходы на ЖКХ

Финансируются из бюджетов всех уровней бюджетной системы, но в большей

Похожие материалы

Информация о работе