Методика индивидуальной психической экспресс-саморегуляции

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕСС-САМОРЕГУЛЯЦИИ.

Методика состоит из 3 занятий.

ЗАНЯТИЕ N-1.

Общее время: 40-50 мин.


1. Вступление. 5-10 мин.

2. Непосредственно занятие 30 мин.

3. Подведение итогов: 5-10мин..

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

1. Основные цели:

1.1. Формирование уверенности в своих силах,  наличии  внутренних ресурсов  необходимых  для  процессов самооздоравления.  С приведением примеров указывается, что каждый человек обладает внутренними резервами,  механизмами саморегуляции и саногенеза (например: самостоятельное заживление ран,  естественный сон,  регуляция внутренних функций организма и т.д.).

1.2. Знакомство с понятием ПСР.  Обучаемые знакомятся с  понятием психической саморегуляции, которое определяется через способность входить в "особое состояние",  характеризующееся  возросшей  способностью управления своим психоэмоциональным и физическим состоянием. Приводятся некоторые характеристики этого состояния - редукция внутреннего диалога,  релаксация,  приятное чувство отдыха и покоя.  Подчеркивается, что в этом состоянии наше "Я" лишь наблюдает за происходящими  изменениями  и  не нужно пытаться анализировать происходящие во время сеанса изменения и тем более вмешиваться в них, а "просто довериться мудрости своего организма, процессам саморегуляции, протекающим в нем".

1.3. Создание мотивации (активной установки) на освоение  методики.  Разъясняется полезность и доступность освоения "особого состояния ПСР" с помощью предлагаемой методики с  целью  достижения  в  короткие сроки состояния релаксации,  возможности полноценно отдохнуть, восстановить силы за это время,  самостоятельно решать свои проблемы в  этом состоянии.  Приводятся соответствующие примеры. Подчеркивается необходимость выполнения инструкций во время занятий и самостоятельной работы в дальнейшем.

1.4. Подчеркивается необходимость "активного сотрудничества"  выражающаяся в направленности внимания во время проведения основной части на слова ведущего, музыку и возникающие ощущения. Разъясняется, что в  этом  состоянии могут возникать различные психические феномены (телесные ощущения,  зрительные образы,  звуки,  отдельные непроизвольные движения и т.д.),  необходимые для "позитивных, полезных, желаемых изменений".  (Таким образом создается "неопределенная конструктивная ус

тановка", направавленная на ожидание этих  1полезных 0 изменений и активация подсознательного процессов, нужных для них.)

1.5. Ответы на вопросы.

ЗАНЯТИЕ №1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Как известно,  для того,  чтобы  человек  мог  жить  полноценной, счастливой жизнью,  ему необходимо быть здоровым как физически,  так и психически. И практически всегда эти два аспекта здоровья идут рука об руку, являясь сторонами одной медали. Вот почему столь часто заболева-


ния тела  или  так называемые соматические заболевания ведут к тем или иным расстройствам психических функций. И точно такимже образом психические заболевания  ведут к патологическим изменениям психологического статуса.

Многие наши болезни,  традиционно считаемые сугубо соматическими, часто имеют в своей основе какие либо психические  расстройства,  вызванные стрессовыми  ситуациями,  неотреагированными эмоциями или конфликтными ситуациями.  Это имеет особое значение в  жизни  современного человека, который подвергается воздействию самых разнообразных психоэмоциональных, социальных и,  так называемых, "профессиональных" стрессовых факторов.

Из всего вышесказанного логично вытекает, что подход к восстановлению, сохранению  и укреплению здоровья человека должен быть интегрированным, т.е.  способным объединять лечебное воздействие на психическую и физическую сферы.

Одним из основных методов профилактики и коррекции, как психических,  так и соматических расстройств является психотерапия,  представленная в настоящее время разнообразными  направлениями  и  методиками. Наиболее простыми,  доступными в освоении и использовании являются методики психической саморегуляции (ПСР).

В результате  освоения  методик ПСР человек обучается контролировать и регулировать некоторые психические и физиологические процессы в своем организме. Наиболее важными задачами ПСР являются: повышение толерантности к стрессовой ситуации, снижение эмоциональной напряженности, обучению  самостоятельной релаксации и мобилизации своих сил в необходимых ситуациях.

Во многих методиках ПСР используется один и тот же принцип:  введение человека в измененное состояние сознания (ИСС),  в котором  возрастает активность  подсознательных  процессов при сознательном покое. ИСС или трансовые состояния характеризуются максимальной концентрацией на внутренних ощущениях. Это достигается (состояния с ограниченным фокусом внимания направленным внутрь). Не следует считать, что ИСС являются полностью необычными для человека. Состояния с ограниченным фокусом внимания довольно часто встречаются в повседневной  жизни  каждого человека. Это может быть,  например, чтение интересной книги, или долгая монотонная поездка на автомобиле по знакомой дороге,  или длительное пребывание в лифте и т.д.  И, наверное, Вам нетрудно вспомнить ситуации, когда Вы как бы отключались от внешнего  мира,  сосредотачивая свое внимание на каких-то внутренних образах, воспоминаниях, чувствах, ощущениях. И,  наверное, Вы не раз замечали, что Вы как будто смотрите сквозь предметы, не замачая их.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
56 Kb
Скачали:
0