Афазия. История изучения и классификация. Дифференциальная диагностика., страница 9

При динамической афазии затруднено решение не только арифметических задач, которые требуют планирования нескольких операций, но и простых примеров, в которых надо выполнить операции на сложение и вычитание, например (9+26)-(28+4)=… Больные испытывают определённые трудности при переходе через десяток и выраженные трудности при решении примеров, включающие операции на умножение и деление, поскольку это требует не только планирования действия, но и переключения с одного действия на другое.

Динамическая афазия развивается только у правшей при поражении левого полушария, а у лиц с абсолютным или парциальным левшеством динамический компонент редуцируется быстро, что свидетельствует о высокой взаимозаменяемости у них функций заднелобных отделов, реализующих речемыслительные процессы. Возможно, интенция, готовность к ситуативной речи, тесно связанная с эмоциональной, интонационной стороной речи, представлены в обоих полушариях.

Семантическая афазия.

Семантическая афазия возникает при поражении зоны перекрытия трёх долей коры головного мозга – теменной, затылочной и височной (поле 39 по Бродману).

Для семантической афазии характерны все варианты импрессивного аграмматизма. Она сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией, апраксией позы пальцев, а также с акалькулией (А.Р. Лурия). У больных сохраняется понимание элементарных фраз, передающих «коммуникацию событий», например: «Дети идут в лес. Они будут собирать грибы. К вечеру они должны вернуться домой». Однако нарушается понимание словосочетаний построенных по типу «коммуникации отношений». Так, больные хорошо понимают значения отдельных предлогов, свободно кладут карандаш под ложку или ложку справа от вилки, но не могут положить три предмета по инструкции: «Положите карандаш справа от вилки и слева от ножниц». Ещё труднее расположить геометрические фигуры. Они не в состоянии решить такую логико-грамматическую задачу, как нарисовать крест под кругом и квадрат над крестом. Больные не могут ориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа «Коля выше Миши и ниже Васи». Кто самый низкий? Те же выраженные трудности возникают при сравнительных словосочетаниях с наречиями (ближе-дальше, слева-справа). Не менее грубо нарушается понимание инвертированных словосочетаний и предложений: «Солнце освещается Землёй», «Земля освещается Солнцем». Больные либо наугад говорят: «Первое верно, второе нет», либо констатируют факт: «Солнце светит на Землю», игнорируя грамматическое сопоставление двух предложений.

Наиболее трудны для больных с семантической афазией логико-грамматические словосочетания, передающие «коммуникацию отношений» типа «брат отца»-«отец брата». Также нарушается понимание метафор и пословиц. Метафоры больные, как правило, понимают в прямом смысле: «Каменное сердце» – «Сердце сделанное из камня». Они с трудом понимают сложные синтаксические конструкции, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты.

Экспрессивная речь при сенсорной афазии отличается сохранностью синтагматической стороны. Речь артикуляторно сохранена, не отмечается литеральных парафазий, отсутствует выраженный аграмматизм, но в письменной и устной речи больных не употребляется сложных лексических комплексов, отчего лексика становится лексически бедной. Нередко больные испытывают ярко выраженные трудности при поиске нужного слова, заменяя его описанием функции или признаком предмета, что позволило А.Р. Лурия назвать это речевое нарушение семантическим вариантом амнестической афазии. Бедность лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок, а также в трудности нахождения точного или «меткого» слова, т.е. тех средств языка, которыми человек овладевает в старшем школьном и зрелом возрасте.

Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм. Резко сокращается употребление прилагательных.