Афазия. История изучения и классификация. Дифференциальная диагностика., страница 6

Акустико-гностическая афазия (сенсорная афазия, афазия Вернике).

Сенсорная афазия у правшей возникает при поражении средних и задних отделов верхней височной извилины левого полушария головного мозга - зоны Вернике (22 поле по Бродману). Первичным дефектом является нарушение фонематического слуха, т.е. распад способности к акустическому анализу звуков речи – фонем, которые несут в языке смыслоразличительные функции. В русском языке такими функциями являются звонкость и глухость («б»-«п», «с»-«з»), ударность и безударность, твёрдость и мягкость («пыл» и «пыль»).  Расстройства фонематического  слуха обусловливают грубые нарушения импрессивной речи – понимания. В тяжёлых случаях больной может воспринимать речь как шум или разговор на неизвестном для него языке. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и его предметной отнесённости. Звуки речи теряют для больного своё стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искажённо. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции), замены одних слов другими, одних звуков – другими: вербальные и литеральные парафазии.

Больные встревожены, многоречивы, обращаются с вопросами к окружающим, раздражаются из-за того, что им не отвечают или, по их мнению, специально отвечают неточно, тяжело переживают то, что сами не понимают речи окружающих [Флоренская Ю.А., 1949].

Обычно через 1-2 недели после инсульта в речи больных появляются отдельные адекватные или парафазично произнесённые фразы. При попытке понять значение слова больные повторяют его и постепенно теряют его звуковой образ, вследствие чего при дальнейших повторениях слова оно начинает «рассыпаться», нарастает число литеральных парафазий и, в конце концов, больной полностью утрачивает возможность полностью произнести слово, которое он вначале свободно повторил. Таким образом, из-за нарушения фонематического слуха, выделения отдельных  акустических признаков фонем нарушается слухоречевая память на отдельные, изолированно повторяемые слова.

Наиболее сохранным при акустико-гностической афазии является чтение, базирующееся на зрительном восприятии и артикуляторной стороне речи. Вторично при сенсорной афазии может быть нарушен элементарный счёт. Не понимая задания решить пример, больные переписывают его, а поняв задание, допускают множество ошибок, поскольку у них возникают вербальные, числовые парафазии.

Сенсорная афазия у левшей.

В последние годы установлено, что сенсорная афазия у левшей наблюдается чрезвычайно редко (см. таб. № 1). Высокая степень межполушарной взаимосвязи височных долей, по всей видимости, объясняет высокий уровень компенсаторной перестройки у больных-левшей с сенсорной афазией, этим, вероятно, объясняется редкая встречаемость данной формы афазии. Однако, стойкая акустико-гностическая афазия у левшей всё-таки встречается. Для этой формы афазии у левшей характерна диссоциация между сохранным повторением слов и даже фраз при грубом нарушении понимания речи. Такая парциальная сенсорная афазия возникает у лиц с явным или парциальным левшеством, причём при поражении как левого, так и правого полушария, видимо в тех случаях, когда не преобладает доминантность одного из полушарий.

Обследуемые

Формы афазий  (%).

Акустико-гностическая

Акустико-мнестическая

Семантическая

Проводниковая

Моторные афазии

Динамическая

Афферентная

Эфферентная

Правши

10,1

9,5

9,8

-

19,8

44,0

5,8

Левши

2,8

11,7

12,9

15,2

17,4

40,1

-

Таб. №1. (По М.Х. Бурлаковой, 1997 г.) Частота различных форм афазии у правшей и левшей.

Акустико - мнестическая афазия.